Сравните отрывок описания образа Чичикова у Гоголя с портретом ниже.
Отметьте отличия и схожие черты описания.
"... господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок;
нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод..." "... такие же, как Чичиков, то
есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие..." "...в белоснежную щеку твою!..."
(Собакевич Чичикову) "... полнота и средние лета Чичикова..." "... умел сохранить опрятность,
порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях..."
".. выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и
лоска..." "... свое лицо, которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего
находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им перед кем-нибудь из приятелей [...] «Вот,
посмотри, – говорил он обыкновенно, поглаживая его рукою, – какой у меня подбородок: совсем
круглый!»..." "...Дамы были очень довольны и не только отыскали в нем кучу приятностей и
любезностей, но даже стали находить величественное выражение в лице, что-то даже марсовское и
военное, что, как известно, очень нравится женщинам..." "...однако же в многих гостиных стали
говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине, что
будь он немного толще или полнее, уж это было бы нехорошо..." "... сверх наружности, которая сама
по себе была уже благонамеренна, в разговорах его ничего не было такого, которое бы показывало
человека с буйными поступками..." "... Лицо его вдруг, несмотря на приятность, не понравилось
начальнику..."
тегория: Литература
24.11.2018 16:37
Конспект урока составлен для успешного проведения урока без дополнительной информации. Сблюдены все требования ФГОС. Уро успешно проведен в школе.
Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "Детство". Автобиографический характер повести по ФГОС. урок в 8 классе»
№ 7класс. Дата:
Л.Н.Толстой "Детство". Автобиографический характер повести
Цели и задачи: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.
Цели урока предметные, метапредметные:
семиклассникам понять сложный мир взрослых; прочесть книгу так, чтобы она
заставила заглянуть в себя; 2) учить школьников чувствовать настроение в подтексте;
3) заставить учащихся задуматься над вопросами: что такое любовь в жизни человека,
что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни человека? Что есть страдание и можно
ли прожить без страдания? Что есть счастье?
наглядность: портрет писателя, иллюстрации.
Ход урока
1.Орг.момент.
-проверка дом.задания.
2. Вступительное слово .
Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии . Лев Толстой - потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских. Он состоял в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными.
Толстой – необычный граф. Он увлекался земледелием, понимал и уважал крестьянский труд. Большую роль сыграла в жизни Толстого Ясная Поляна: там он научился видеть природу и простых людей, там написано множество произведений. (Репродукции на доске или слайды) «Без Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней»,- писал он. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, затем еще 20 школ в окрестных деревнях. Для ребят Толстой создал азбуку ,арифметику, 4 книги для чтения, рассказы и сказки («Филипок», «Косточка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Три медведя» и др.).
Анализируя эти произведения, можно заметить, что основное для Толстого - доброта, уважение к ребенку, умение видеть в нем личность. Он считал, что многие взрослые не понимают и не уважают ребенка, дают ему мало свободы: «Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы»,- говорил он.
Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.
3.Объяснение нового материала.
Повесть «Детство» первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета (запись термина в рабочую тетрадь). Впервые она появилась в сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год за подписью «ЛН». «Отрочество» печаталось в 1854 и было подписано «ЛНТ», «Юность» увидела свет в январе 1857 года, и стоявшее под ней имя «Граф Л.Н. Толстой» было уже широко известно в русской литературе. В октябре 1852 г. Николай Алексеевич Некрасов (портрет или слайд), главный редактор «Современника», написал И.С. Тургеневу: «Обрати внимание на повесть «Детство» в 9 номере – это талант новый и, кажется, надежный». Давайте и мы обратимся к этой повести.
Главный герой «Детства» Николенька Иртеньев воспитывается в крепостном поместье. В 19 веке обучение в лицеях и гимназиях дети начинали с 9-10 лет, а до этого их воспитывали гувернеры и домашние учителя, чаще всего иностранцы. Иногда домашнее образование продолжалось до тех пор, пока молодой человек не поступал в университет или пажеский корпус (девушки не приминались в высшие учебные заведения до 1864 года).
Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.
Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.