В. Гаршин писал: «…дайте Аввакуму власть, — повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки приняли бы многую жертву» .
Хочу привести комментарий к уроку на эту тему, где было подобное задание (статья «Ради чего сожгли 20 тысяч православных? Или ЧЕМУ и КАК учат в школе?») :
«Тенденциозная цитата о кострах и виселицах подталкивает ученика к мысли, что Аввакума очень вовремя остановили. И царь правильно сделал, что приказал сжечь Аввакума. Но мысль о том, что слова и поступки боярыни Морозовой и Аввакума были всего лишь сильной эмоциональной реакцией на действия Никона, похоже, вне логики и Гаршина, и учительницы, его цитирующей. Костры горели, виселицы стояли в реальности, хотя власти у Аввакума и боярыни Морозовой не было. Не было уже и их самих... »
Протопоп Аввакум был убеждённым проповедником и умел говорить СИЛЬНО. Реальность, окружавшая его и сама судьба его трагическая вызывали к жизни слова, которые до сих пор жгут пламенем. Но это - слова. За веру свою пожертвовал он ЖИЗНЬЮ, приняв мучения и ужасную смерть. Что само по себе искупает любые страшные слова в его книге, если только представить, в каких условиях были они написаны.
Хочу подвигнуть вас к самостоятельному прочтению, приведя следующее мнение об Аввакуме и его поизведении:
«Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное „Житие“ неистового протопопа Аввакума. Речь его – вся на жесте, а канон разрушен вдребезги! » – так говорил Алексей Толстой. «Житие» его включено в хрестоматию, и каждый грамотный человек должен хоть единожды в жизни прикоснуться к этому чудовищному вулкану – этому русскому Везувию, извергавшему в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности. Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума! Тургенев всю жизнь, даже за рубежом, не расставался с «Житием протопопа Аввакума» , он говорил друзьям: «Вот книга! Каждому писателю надо ей изучать… » Лев Толстой в кругу семьи часто читал вслух «Житие» . Достоевский, Гончаров, Чернышевский, Лесков, Гаршин, Бунин, Леонов, Пришвин, Федин – никто не равнодушно мимо писаний Аввакума» (В. Пикуль, "Аввакум в пещи огненной")
Кирил Петрович показывал псарню Дубровскому. Дубровский сказал:"Ваши собаки лучше живут чем поданные" И тут пошутил один из псарей Троекурова:" Мы на своё житье благодаря бога и барина не жалуемся, а что правдо, то правдо, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку". И все засмеялись. Дубровский побледнел и не сказал ни слова.
Троекурову принесли письмо там было сказано:"Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку (который подшутил) с половинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от ваших холопьяв не намерен, да от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорный ко слугам Андрей бубровский". -Как- загремел Троекуров. (Ну и тут началась ссора Троекурова и Дубровскова)
Хочу привести комментарий к уроку на эту тему, где было подобное задание (статья «Ради чего сожгли 20 тысяч православных? Или ЧЕМУ и КАК учат в школе?») :
«Тенденциозная цитата о кострах и виселицах подталкивает ученика к мысли, что Аввакума очень вовремя остановили. И царь правильно сделал, что приказал сжечь Аввакума. Но мысль о том, что слова и поступки боярыни Морозовой и Аввакума были всего лишь сильной эмоциональной реакцией на действия Никона, похоже, вне логики и Гаршина, и учительницы, его цитирующей. Костры горели, виселицы стояли в реальности, хотя власти у Аввакума и боярыни Морозовой не было. Не было уже и их самих... »
Протопоп Аввакум был убеждённым проповедником и умел говорить СИЛЬНО. Реальность, окружавшая его и сама судьба его трагическая вызывали к жизни слова, которые до сих пор жгут пламенем. Но это - слова. За веру свою пожертвовал он ЖИЗНЬЮ, приняв мучения и ужасную смерть. Что само по себе искупает любые страшные слова в его книге, если только представить, в каких условиях были они написаны.
Хочу подвигнуть вас к самостоятельному прочтению, приведя следующее мнение об Аввакуме и его поизведении:
«Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное „Житие“ неистового протопопа Аввакума. Речь его – вся на жесте, а канон разрушен вдребезги! » – так говорил Алексей Толстой.
«Житие» его включено в хрестоматию, и каждый грамотный человек должен хоть единожды в жизни прикоснуться к этому чудовищному вулкану – этому русскому Везувию, извергавшему в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности.
Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума!
Тургенев всю жизнь, даже за рубежом, не расставался с «Житием протопопа Аввакума» , он говорил друзьям: «Вот книга! Каждому писателю надо ей изучать… »
Лев Толстой в кругу семьи часто читал вслух «Житие» .
Достоевский, Гончаров, Чернышевский, Лесков, Гаршин, Бунин, Леонов, Пришвин, Федин – никто не равнодушно мимо писаний Аввакума»
(В. Пикуль, "Аввакум в пещи огненной")
Кирил Петрович показывал псарню Дубровскому. Дубровский сказал:"Ваши собаки лучше живут чем поданные"
И тут пошутил один из псарей Троекурова:" Мы на своё житье благодаря бога и барина не жалуемся, а что правдо, то правдо, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку". И все засмеялись. Дубровский побледнел и не сказал ни слова.
Троекурову принесли письмо там было сказано:"Государь мой премилостивый,
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку (который подшутил) с половинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от ваших холопьяв не намерен, да от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин.
За сим остаюсь покорный ко слугам
Андрей бубровский".
-Как- загремел Троекуров. (Ну и тут началась ссора Троекурова и Дубровскова)