Описание картины: Персей освобождает Андромеду - Рубенс. 1620-1621. Масло, холст, 99,5x139 см Один из бесспорных шедевров Рубенса, созданный им в период 1620-21 годов. Взятый за основу античный сюжет о сыне Зевса Персее, победившем ужасную Медузу Горгону и прекрасной Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи, обречённой стать жертвой морского чудовища, у великого фламандца приобретает совершенно новое звучание.
Принцесса Андромеда уже не классическая античная красавица с выверенными пропорциями - художник наделил её чертами пышнотелой, дородной фламандской девушки с золотистыми волосами и пылающим румянцем на щеках. Необычайно воздушные, светлые, лессирующие краски её почти обнаженного тела, звучно контрастируют со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом с прикреплённой головой Горгоны, со всей могучей фигурой героя, изображенного с множеством деталей: крылатыми сандалиями на ногах, венком над головой, шлемом-невидимкой в руках амура.
Ещё один амур держит под уздцы Пегаса, крылатого коня, родившегося из капли крови убитой Горгоны. И этот конь не тонконогий скакун из древних мифов, а крепкий, белогривый фламандский жеребец, весь под стать своему наезднику.
Крылатая богиня победы - Ника, держащая лавровый венок над головой Персея, придаёт всему полотну характер торжественного действия, даже аллегории, так любимой Рубенсом. Противопоставление двух центральных движений на картине: решительного, уверенного порыва героя Персея и смущенного, стыдливого, невероятно женственного, встречного порыва царевны Андромеды, создаёт тонкую и, вместе с тем, «обнаженную» игру зарождающихся чувств влюблённых. Для художника не так важно соблюдение древнего сюжета, как воспевание пышущего здоровьем, крепкого, уверенного тела в трепетном и таком естественном сближении.
Цветовой строй произведения насыщен жемчужно-розовыми, перламутровыми, телесными, ярко-красными, золотистыми, светло-зелёными, ярко-бордовыми пятнами, гармонирующими между собой и создающими величественное, торжественное настроение происходящего. Великий мастер Рубенс в этом шедевре настоящий, подлинный, как никогда!
буквально сразу после выхода романа и.а. гончарова «обломов» в конце 1859 года в журнале «современник» выходит статья известного критика н.а. добролюбова, посвященная основным сюжетным линиям романа, анализу главного героя и такому собирательному явлению, как обломовщина. к сожалению, до наших дней не сохранились рукописи статьи, однако живы первые типографские гранки, которые использовались при печати первого варианта статьи. сегодня эти реликвии хранятся в пушкинском доме академии наук .
как среди произведений есть свои шедевры, так и среди критических материалов статья добролюбова можно назвать вершиной его мастерства. в ней автор проявил оригинальность своей эстетической мысли, а его мысли стали самостоятельным документом, претендующим на общественно-политическую значимость. для автора «обломовщина» стала «знамением времени». он считал главного героя «живым современным типом», утверждая, что таких людей, как илья ильич, в российском обществе не так уж и мало. в статье добролюбова «обломовщина» являла собой определенную аллегорию крепостного права.
в статье добролюбова явно прослеживалось его мнение относительно того, что необходимо как можно скорее разорвать все связи, сложившиеся между революционной демократией и либерально-дворянской интеллигенцией. именно реакционная сущность последней, в отличие от революционного взгляда на жизнь первой, стало для добролюбова свидетельством разложения правящего класса. такое состояние автор считал опасностью для освободительной борьбы, которая велась в те годы внутри россии. и.а.гончаров в своем знаменитом романе «обломов» описывает жизнь одного единственного человека – ильи ильича обломова. его любимое занятие, которым он привык заниматься – это лежание на диване. он не трудится, поскольку для этого есть другие люди – крепостные, а он – барин. в его жизни нет места проблемам, решениям, планам, зато охотно находится место для мечтаний, халата и лени. несмотря на достаточно молодой возраст (главному герою едва исполнилось 32 года), он нигде не служит, у него нет причин и желания выходить из дома, он ведет размеренную и спокойную жизнь в своем имении – обломовке. и такая жизнь для него привычна и, что самое страшное, приятна. паразитировать на труде крепостных крестьян для него привычно, комфортно и, что самое страшное, нормально. что еще включается в понятие обломовщины? во-первых, это стремление к удовлетворению естественных, почти животных потребностей: главные занятия для них – приготовление еды с ее последующим поглощением и сон, ничем непобедимый. во-вторых, это косность и бедный духовный мир. жителей обломовки не интересует смысл жизни – для них важно лишь решение бытовых вопросов. в-третьих, невозможность сделать что-то полезное для общества. как результат – из любознательного и живого мальчонки, коим был илюша в детстве, он вырос в ленивого и ничего не желающего мужчину. и даже пылкое чувство в душе, возникающая любовь к ольге и искренняя дружба со стороны андрея, не смогли преодолеть лень и нежелание жить полной жизнью.
еще одним человеком, против которого были направлены основные тезисы статьи, был известный публицист и писатель а.и.герцен. как известно, последний выступал автором статей, в которых высказывалась иная от мнения добролюбова точка зрения относительно такого понятия, как лишние люди и той миссии, с которой они пришли на эту землю. нельзя сказать, что герцен не отреагировал на статью добролюбова, внеся изменения в свои прежние высказывания. опубликованная критическая статья «что такое обломовщина» вызвала противоречивую реакцию. консерваторы, либеральные дворяне, буржуазная общественность негодовали, а представители революционного вектора развития общества, наоборот, праздновали победу. даже автор, придумавший образ ильи ильича, согласился с добролюбовым.
с легкой руки автора статьи понятие «обломовщина» вошло в оборот и применялось многими политиками и революционерами того времени – в частности, в.и.лениным.
Персей освобождает Андромеду - Рубенс. 1620-1621. Масло, холст, 99,5x139 см
Один из бесспорных шедевров Рубенса, созданный им в период 1620-21 годов. Взятый за основу античный сюжет о сыне Зевса Персее, победившем ужасную Медузу Горгону и прекрасной Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи, обречённой стать жертвой морского чудовища, у великого фламандца приобретает совершенно новое звучание.
Принцесса Андромеда уже не классическая античная красавица с выверенными пропорциями - художник наделил её чертами пышнотелой, дородной фламандской девушки с золотистыми волосами и пылающим румянцем на щеках. Необычайно воздушные, светлые, лессирующие краски её почти обнаженного тела, звучно контрастируют со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом с прикреплённой головой Горгоны, со всей могучей фигурой героя, изображенного с множеством деталей: крылатыми сандалиями на ногах, венком над головой, шлемом-невидимкой в руках амура.
Ещё один амур держит под уздцы Пегаса, крылатого коня, родившегося из капли крови убитой Горгоны. И этот конь не тонконогий скакун из древних мифов, а крепкий, белогривый фламандский жеребец, весь под стать своему наезднику.
Крылатая богиня победы - Ника, держащая лавровый венок над головой Персея, придаёт всему полотну характер торжественного действия, даже аллегории, так любимой Рубенсом. Противопоставление двух центральных движений на картине: решительного, уверенного порыва героя Персея и смущенного, стыдливого, невероятно женственного, встречного порыва царевны Андромеды, создаёт тонкую и, вместе с тем, «обнаженную» игру зарождающихся чувств влюблённых. Для художника не так важно соблюдение древнего сюжета, как воспевание пышущего здоровьем, крепкого, уверенного тела в трепетном и таком естественном сближении.
Цветовой строй произведения насыщен жемчужно-розовыми, перламутровыми, телесными, ярко-красными, золотистыми, светло-зелёными, ярко-бордовыми пятнами, гармонирующими между собой и создающими величественное, торжественное настроение происходящего. Великий мастер Рубенс в этом шедевре настоящий, подлинный, как никогда!
буквально сразу после выхода романа и.а. гончарова «обломов» в конце 1859 года в журнале «современник» выходит статья известного критика н.а. добролюбова, посвященная основным сюжетным линиям романа, анализу главного героя и такому собирательному явлению, как обломовщина. к сожалению, до наших дней не сохранились рукописи статьи, однако живы первые типографские гранки, которые использовались при печати первого варианта статьи. сегодня эти реликвии хранятся в пушкинском доме академии наук .
как среди произведений есть свои шедевры, так и среди критических материалов статья добролюбова можно назвать вершиной его мастерства. в ней автор проявил оригинальность своей эстетической мысли, а его мысли стали самостоятельным документом, претендующим на общественно-политическую значимость. для автора «обломовщина» стала «знамением времени». он считал главного героя «живым современным типом», утверждая, что таких людей, как илья ильич, в российском обществе не так уж и мало. в статье добролюбова «обломовщина» являла собой определенную аллегорию крепостного права.
в статье добролюбова явно прослеживалось его мнение относительно того, что необходимо как можно скорее разорвать все связи, сложившиеся между революционной демократией и либерально-дворянской интеллигенцией. именно реакционная сущность последней, в отличие от революционного взгляда на жизнь первой, стало для добролюбова свидетельством разложения правящего класса. такое состояние автор считал опасностью для освободительной борьбы, которая велась в те годы внутри россии. и.а.гончаров в своем знаменитом романе «обломов» описывает жизнь одного единственного человека – ильи ильича обломова. его любимое занятие, которым он привык заниматься – это лежание на диване. он не трудится, поскольку для этого есть другие люди – крепостные, а он – барин. в его жизни нет места проблемам, решениям, планам, зато охотно находится место для мечтаний, халата и лени. несмотря на достаточно молодой возраст (главному герою едва исполнилось 32 года), он нигде не служит, у него нет причин и желания выходить из дома, он ведет размеренную и спокойную жизнь в своем имении – обломовке. и такая жизнь для него привычна и, что самое страшное, приятна. паразитировать на труде крепостных крестьян для него привычно, комфортно и, что самое страшное, нормально. что еще включается в понятие обломовщины? во-первых, это стремление к удовлетворению естественных, почти животных потребностей: главные занятия для них – приготовление еды с ее последующим поглощением и сон, ничем непобедимый. во-вторых, это косность и бедный духовный мир. жителей обломовки не интересует смысл жизни – для них важно лишь решение бытовых вопросов. в-третьих, невозможность сделать что-то полезное для общества. как результат – из любознательного и живого мальчонки, коим был илюша в детстве, он вырос в ленивого и ничего не желающего мужчину. и даже пылкое чувство в душе, возникающая любовь к ольге и искренняя дружба со стороны андрея, не смогли преодолеть лень и нежелание жить полной жизнью.
еще одним человеком, против которого были направлены основные тезисы статьи, был известный публицист и писатель а.и.герцен. как известно, последний выступал автором статей, в которых высказывалась иная от мнения добролюбова точка зрения относительно такого понятия, как лишние люди и той миссии, с которой они пришли на эту землю. нельзя сказать, что герцен не отреагировал на статью добролюбова, внеся изменения в свои прежние высказывания. опубликованная критическая статья «что такое обломовщина» вызвала противоречивую реакцию. консерваторы, либеральные дворяне, буржуазная общественность негодовали, а представители революционного вектора развития общества, наоборот, праздновали победу. даже автор, придумавший образ ильи ильича, согласился с добролюбовым.
с легкой руки автора статьи понятие «обломовщина» вошло в оборот и применялось многими политиками и революционерами того времени – в частности, в.и.лениным.