«Старший сын» ответить на во Какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи
Сарафановых? Каков сюжет этой пьесы?
2.Что можно рассказать о членах этой семьи?
3.Можно ли его назвать неудачником? Почему?
4.Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына?
5.Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце
пьесы?
6.Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?
7.Что можно сказать об отношении друг к другу в семье Сарафановых?
8.Охарактеризуйте Бусыгина и Сильву.
9.Кудимов, по вашему мнению, положительный или отрицательный персонаж?
10.Как Бусыгин из сына – самозванца превращается в родного для Сарафановых
человека? Какой смысл имеет это превращение?
11.Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме
Сарафанова»,«Предместье», «Нравоучения с гитарой» , «Семья Сарафановых»,
«Старший сын» Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?
12. Общеизвестное начало «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи одна на
другую, каждая несчастлива по-своему».
Так что же должно скреплять семью, чтоб она была счастливой?
Беглеца долго искали, и как сложилась его дальнейшая судьба - неведомо. Рискнем предположить, что даже Пушкин пребывал в неведении, что в конце концов стало с реальным Островским-Дубровским. Ведь в одном из вариантов повести поэт намеревался благополучно женить своего героя на Маше Троекуровой, «наградить» молодую чету ребенком, перевезти их в Москву. Продолжать же семейную идиллию в мире и согласии помешал донос форейтора – бывшего члена шайки Дубровского.
У Пушкина же повесть заканчивается такими словами: «…грозные посещения, пожары и грабежи прекратились, дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу»Пушкин в октябре 1832 года начал работу над повестью и закончил ее первые две части к январю 1833 года. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли автора и помешали ему закончить «Дубровского». Повесть долго оставалась незаконченной и была напечатана только в 1841 году.
С первых же сцен драмы А. Н. Островского «Гроза» мы попадаем в мрачную обстановку особого мира, который с легкой руки Н. А. Добролюбова получил название «темное царство».
В купеческом мире города Калинова, где и разворачиваются драматические события, царят «жестокие нравы». Кулигин, местный механик-самоучка, дает подробную характеристику этих нравов. По его словам, в Калинове не увидеть ничего, кроме грубости и безответной покорности, богатства и «бедности нагольной». Те, у кого «тугая мошна», стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать», да и между собой враждуют: сутяжничают, кляузничают, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти».
Ярким образным выражением проявлений грубости и вражды, царящих в городе, становится купец Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Это именно его появление дает повод Кулигину произнести монолог о жестоких нравах Калинова. Дикой — невежественный самодур, наделенный упрямством и жадностью, деспот в своей семье и за ее пределами. Терроризирует он и своего племянника Бориса, который «достался ему на жертву». Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни. «Унять-то его некому, вот он и воюет».
Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова — еще один деспот. «Ханжа, — характеризует ее Кулигин, — Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она въедливо, как ржа железо, «точит» своих близких. Дикой и Кабанова открыто или под видом благочестия губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства,
делая их своими рабами. Потому что для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования.