Стихотворение Обновление. Подумай какие картины нарисованы автором стихотворения показывает что поэт описал природу Узбекистана Какие слова говорят об этом каким чувством автор написал стихотворение о весне
Познакомиться с биографией писателя, с его рассказом.
Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание не оставаться равнодушными.
Продолжить работу над развитием творческих учащихся.
Форма: урок-размышление.
Дидактическое оборудование: портрет писателя, аудиозапись, книги писателя, видеофрагмент.
Ход урока:
Просмотр видеофрагмента «Курский край».
- Ребята, узнаете эти места? Это все наш Курский край, богатый лесами, полями, полезными ископаемыми, но самое главное богатство – это люди, которые прославили нашу малую родину далеко за её пределами. Один из таких людей – наш земляк, известный писатель, творчество которого необычно, уникально и особенно ценно для нас, потому что его книги о наших людях, о нашей курской земле.
- Рассмотрите внимательно выставку книг и скажите, о творчестве какого писателя-земляка пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Краткое сообщение заранее подготовленного ученика о биографии писателя.
- Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский
- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Чему будем учиться?
- Вы правы. Мы будем учиться на примере героев рассказа К.Д.Воробьева «Настя» исследовать природу человеческой души, истоки добра и зла в человеке.
В ходе нашего исследования мы будем заполнять таблицу, которая наглядно нам увидеть истоки добра и зла в людях.
Дома вы прочитали это небольшое произведение.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
- Почему рассказ называется «Настя»?
- О чём этот рассказ? Давайте вспомним незатейливый сюжет этого рассказа. (Краткий пересказ)
- С чего начинается рассказ?
- Какие чувства испытывает рассказчик к людям? Почему?
- Когда меняется его настроение? (С момента появления Насти)
- Найдите и зачитайте описание Насти.
- На какие детали портрета обращает внимание автор? (Голос, глаза, речь)
- Обратите внимание на речь Насти.
Е.И. Носов писал о К.Д. Воробьеве: «И было удивительным, откуда писателю, далекому от наших мест, живущему где-то в Прибалтике, доподлинно известны те редкие и уже забытые речения, которыми пользовалась еще моя бабушка. Я ведь еще не знал, что и сам он был здешним, нашенским, курским…»
Константин Дмитриевич писал свои произведения далеко от своей малой родины, но они все сочились любовью к породившей его земле.
В рассказе «Настя» множество диалектов и просторечных слов. Вспомните, что это такое и найдите примеры таких слов в речи Насти.
- Как меняется отношение рассказчика к водителю автобуса? Каким он теперь представляется ему? Почему? Какие общие черты подчеркивает автор при создании образа девочки и её отца?
- Какие слова заставляют нас испытывать к Насте и ее отцу добрые, нежные чувства?
- Внесите результат нашего исследования в таблицу.
- Найдите в тексе и зачитайте описание Королева. Каково ваше отношение к нему? Какие возникают чувства? Какая лексика автору в создании этого яркого негативного образа?
- Что особенно взволновало вас в поведении Королева, может быть, вызвало в вашей душе протест?
- А как относится ко всему живому Настя? Найдите эти фрагменты в тексте и зачитайте их.
- Настя в рассказе только однажды совершает нехороший поступок. Какой? Как вы думаете, почему она так поступила? Осуждаете ли вы ее?
- В какую колонку таблицы вы бы поместили Королева? Запишите свои выводы.
Итак, в нашей таблице слева в колонке под названием «Добро» оказались два персонажа: Настя и ее отец. В колонке справа под названием «Зло» – один персонаж – Королев.
- Кто еще является героем рассказа?
- Куда мы отнесем рассказчика? Почему? Докажите, что он носитель доброго в рассказе. Свои наблюдения внесите в таблицу.
Предлагаю вам отдохнуть и прослушать аудиозапись песни «Дорогою добра».
- Каково изображение природы в рассказе?
- Какую роль играют пейзажные зарисовки, описания живых существ? Какие чувства они пробуждают в людях, в нас с вами?
- Редким даром «открывать и показывать» сокровища природы и красоту человеческой души обладал К.Д. Воробьев.
- Так о чем же этот рассказ? (Этот рассказ о красоте природы родного края, о людях, в чьих душах живет доброта, ко всему, что нас окружает).
- Какова его основная мысль? Что хотел сказать своим читателям автор? (Любите людей, любите природу, живите в гармонии с ней и с самим собой)
- Так в чем же истоки добра в человеке? (Люди не рождаются злыми. Все дети добры, непосредственны, тонко чувствуют природу, окружающий мир. Их души проникнуты добром и состраданием к всему живому. Истоки добра в самом человеке, в его отношении к жизни, к людям, к природе).
Из предложенных вам пословиц о добре и зле выберите наиболее подходящую к проблеме, которую мы сегодня обсуждали и вклейте в свою таблицу. (Работа в парах).
Всем содержанием романа Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за независимость, изгнал французов и обеспечил победу. Толстой говорил, что в каждом произведении художник должен любить главную мысль, и признавался, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Этой мыслью освещено развитие главных событий романа. «Мысль народная» лежит и в оценке исторических лиц и всех других героев романа. Толстой в изображении Кутузова сочетает историческое величие и народную простоту. Образ великого народного полководца Кутузова занимает значительное место в романе. Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является «представителем народной войны».
Тема урока: «Дорогою добра» (Рассказ К.Д. Воробьева «Настя»)
Задачи урока:
Познакомиться с биографией писателя, с его рассказом.
Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание не оставаться равнодушными.
Продолжить работу над развитием творческих учащихся.
Форма: урок-размышление.
Дидактическое оборудование: портрет писателя, аудиозапись, книги писателя, видеофрагмент.
Ход урока:
Просмотр видеофрагмента «Курский край».
- Ребята, узнаете эти места? Это все наш Курский край, богатый лесами, полями, полезными ископаемыми, но самое главное богатство – это люди, которые прославили нашу малую родину далеко за её пределами. Один из таких людей – наш земляк, известный писатель, творчество которого необычно, уникально и особенно ценно для нас, потому что его книги о наших людях, о нашей курской земле.
- Рассмотрите внимательно выставку книг и скажите, о творчестве какого писателя-земляка пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Краткое сообщение заранее подготовленного ученика о биографии писателя.
- Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский
- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Чему будем учиться?
- Вы правы. Мы будем учиться на примере героев рассказа К.Д.Воробьева «Настя» исследовать природу человеческой души, истоки добра и зла в человеке.
В ходе нашего исследования мы будем заполнять таблицу, которая наглядно нам увидеть истоки добра и зла в людях.
Дома вы прочитали это небольшое произведение.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
- Почему рассказ называется «Настя»?
- О чём этот рассказ? Давайте вспомним незатейливый сюжет этого рассказа. (Краткий пересказ)
- С чего начинается рассказ?
- Какие чувства испытывает рассказчик к людям? Почему?
- Когда меняется его настроение? (С момента появления Насти)
- Найдите и зачитайте описание Насти.
- На какие детали портрета обращает внимание автор? (Голос, глаза, речь)
- Обратите внимание на речь Насти.
Е.И. Носов писал о К.Д. Воробьеве: «И было удивительным, откуда писателю, далекому от наших мест, живущему где-то в Прибалтике, доподлинно известны те редкие и уже забытые речения, которыми пользовалась еще моя бабушка. Я ведь еще не знал, что и сам он был здешним, нашенским, курским…»
Константин Дмитриевич писал свои произведения далеко от своей малой родины, но они все сочились любовью к породившей его земле.
В рассказе «Настя» множество диалектов и просторечных слов. Вспомните, что это такое и найдите примеры таких слов в речи Насти.
- Как меняется отношение рассказчика к водителю автобуса? Каким он теперь представляется ему? Почему? Какие общие черты подчеркивает автор при создании образа девочки и её отца?
- Какие слова заставляют нас испытывать к Насте и ее отцу добрые, нежные чувства?
- Внесите результат нашего исследования в таблицу.
- Найдите в тексе и зачитайте описание Королева. Каково ваше отношение к нему? Какие возникают чувства? Какая лексика автору в создании этого яркого негативного образа?
- Что особенно взволновало вас в поведении Королева, может быть, вызвало в вашей душе протест?
- А как относится ко всему живому Настя? Найдите эти фрагменты в тексте и зачитайте их.
- Настя в рассказе только однажды совершает нехороший поступок. Какой? Как вы думаете, почему она так поступила? Осуждаете ли вы ее?
- В какую колонку таблицы вы бы поместили Королева? Запишите свои выводы.
Итак, в нашей таблице слева в колонке под названием «Добро» оказались два персонажа: Настя и ее отец. В колонке справа под названием «Зло» – один персонаж – Королев.
- Кто еще является героем рассказа?
- Куда мы отнесем рассказчика? Почему? Докажите, что он носитель доброго в рассказе. Свои наблюдения внесите в таблицу.
Предлагаю вам отдохнуть и прослушать аудиозапись песни «Дорогою добра».
- Каково изображение природы в рассказе?
- Какую роль играют пейзажные зарисовки, описания живых существ? Какие чувства они пробуждают в людях, в нас с вами?
- Редким даром «открывать и показывать» сокровища природы и красоту человеческой души обладал К.Д. Воробьев.
- Так о чем же этот рассказ? (Этот рассказ о красоте природы родного края, о людях, в чьих душах живет доброта, ко всему, что нас окружает).
- Какова его основная мысль? Что хотел сказать своим читателям автор? (Любите людей, любите природу, живите в гармонии с ней и с самим собой)
- Так в чем же истоки добра в человеке? (Люди не рождаются злыми. Все дети добры, непосредственны, тонко чувствуют природу, окружающий мир. Их души проникнуты добром и состраданием к всему живому. Истоки добра в самом человеке, в его отношении к жизни, к людям, к природе).
Из предложенных вам пословиц о добре и зле выберите наиболее подходящую к проблеме, которую мы сегодня обсуждали и вклейте в свою таблицу. (Работа в парах).
Роман о величии русского народа.
Всем содержанием романа Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за независимость, изгнал французов и обеспечил победу. Толстой говорил, что в каждом произведении художник должен любить главную мысль, и признавался, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Этой мыслью освещено развитие главных событий романа. «Мысль народная» лежит и в оценке исторических лиц и всех других героев романа. Толстой в изображении Кутузова сочетает историческое величие и народную простоту. Образ великого народного полководца Кутузова занимает значительное место в романе. Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является «представителем народной войны».