СТИХОТВОРЕНИЕ ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Как вы думаете, почему Державин изменил названи?
Как вам показалось, о чем это стихотворение? Определите тему. Как она связана с исторической обстановкой того времени?
- Вспомните историческую обстановку и основные проблемы, волновавшие умы передовых людей того времени.
- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе?
Современники Державина знали, что во время французской революции(1789 по 179) якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Так что характеристика «якобинский» выражала явную угрозу.
- В чем заключается «жанровая» специфика оды?
В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления?
-Что становится предметом обличения поэта и какие грехи бичуются в библейском тексте?
Тем не менее, к чему призывает поэт в последней строфе? Почему?
К чему призывают последние строфы библейского стиха?
М. Булгаков называл свой творческий метод “странным реализмом”. Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность он представляет как фантастическую несуразицу, как отклонение от нормы, ставшее нормой. А с другой стороны, то, что обыденному сознанию кажется фантастическим, у М. Булгакова оказывается подлинной реальностью.
Так, в романе “Мастер и Маргарита” все, что происходит в Ершалаиме и кажется современнику писателя фантастическим, воссоздано исторически точно и полно.
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень роложил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чуаства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
1841
И СКУЧНО И ГРУСТНО
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят -- все лучшие годы!
Любить... но кого же?., на время -- не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? --там нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? --ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, --
Такая пустая и глупая шутка...
Вот не смогла найти Они любили друг друга так страстно и нежно, (но я его знаю, впрочим как и все остальное, что тебе уже отправила)
Они любили друг друга так страстно и нежно
С тоскою и страстью безумно мятежной
но как враги избегали признанья и встречи
и были пусты и хладны их жалкие речи
Час смерти пришел наступило за гробом свиданье
но в мире ином друг друга они не узнали