Суммативное оценивание No4 по русской литературе Раздел : Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях.
Подраздел : А.Н.Островский «Снегурочка» Цель обучения:
6.1.6.1 Давать развернутый ответ на вопрос. 6.2.8.1 Анализировать изобразительные средства
(метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения,восклицания, антитезы, перифразы и др.)
Критерии оценивания: даёт развёрнутый ответ на вопрос;
анализирует художественные средства. Уровень мыслительных навыков : Знание и понимание.
Навыки высокого порядка.
Задание 1.
Дайте развернутые ответы на вопросы
1. Почему А.Н. Островский создал пьесу «Снегурочка» о жизни
добрых берендеев, обратившись к фольклору?
2. Какие герои пришли в пьесу-сказку из славянской мифологии?
3. Как в «весенней сказке» А.Н.Островского нашли отражение другие
жанры фольклора : песни, обряды, пословицы и поговорки , народные игры?
Задание 2.
1. Найдите в монологе Снегурочки (действие 1, явл.4) риторические фигуры (вопросы, обращения, восклицания). Что придают они речи героини?
2. Выпишите из монолога 3-4 примера других изобразительных средств языка.
Снегурочка – одна.
Снегурочка
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало! Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. И я как будто тоже
Покинута и брошена, завяла
От слов его насмешливых. К другим Бежит пастух; они ему милее; Звучнее смех у них, теплее речи, Податливей они на поцелуй; Кладут ему на плечи руки, прямо
В глаза глядят и смело, при народе, В объятиях у Леля замирают. Веселье там и радость. (Прислушивается.)
Чу! смеются. А я стою и чуть не плачу с горя,
Досадую, что Лель меня оставил.
А как винить его! Где веселее,
Туда его и тянет сердце. Прав Пригожий Лель. Беги туда, где любят, Ищи любви, ее ты стоишь. Сердце Снегурочки, холодное для всех,
И для тебя любовью не забьется.
Но отчего ж обидно мне, досада Сжимает грудь, томительно-тоскливо Глядеть на вас, глядеть на вашу радость, Счастливые подружки пастуха? Отец-Мороз, обидел ты Снегурку.
Но дело я поправлю: меж безделок, Красивых бус, дешевых перстеньков У матери-Весны возьму немного, Немножечко сердечного тепла,
Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко
"Чудесный доктор" Александра Куприна -это рождественская история,поэтому каждый читатель испытывает особое настроение, читая рассказ.Зима,канун Рождества,кругом ожидание праздника, наряженные витрины магазинов ,украшенные ёлки,гуляющие люди и искрящийся снег,скрипящий на морозе,но двоим мальчишкам этот волшебный вечер не кажется таким прекрасны,они не справились с поручением матери и не получили Радостное настроение сменяется унынием,по мере их приближения к дому-запах горя и нищеты кружит в промозглом подвале.Отец семейства Мерцаловых в отчаянии,тяжело больная маленькая дочь,денег нет ни на лекарства, ни на еду и ждать не от кого.Гонимый душевными муками, Мерцалов уходит прочь от голодного семейства и попав в общественный сад,решает свести счёты с жизнью.Не осталось надежды на чувство неотвратимой беды переполняют читателя,но тут появляется доктор и не теряя времени,спешит на больной девочке.Чувство благодарности переполняет не только семейство Мерцаловых,девочка вне опасности,отец от греха,чудесный доктор только своим присутствием меняет ситуацию и вселяет надежду на будущее.Происходит чудо,без которого невозможно Рождество-подарив незнакомым людям,доктор меняет и их будущее,жизнь наладится,на столе появится еда,отец найдёт работу,малышка поправится,а сыновья вырастут и станут уважаемыми людьми,у которых всегда в сердце живёт доктор Пирогов,которые никогда не пройдут мимо чужого горя и всегда нуждающимся в беде.Чувство справедливости,торжества добра и счастья приносит финал рассказа,но и конечно,настроение волшебства праздника и веры в чудеса.