Тема 1. Жизнь казаков в мирное время По предложенному плану подготовить сообщение «Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отражённые в первой книге романа “Тихий Дон”». Сделать выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде. План 1. Быт казаков. Семейная иерархия. Культ старших. Патриархальные законы (на примере семьи Мелеховых). 2. Труд и развлечения (покос, рыбалка, охота на волка и т. п.). Связь с миром природы. Отношение к Дону. 3. Казачья воинская служба. Проводы на войну. 4. Женитьба или замужество: традиции и обряды. 5. Взаимоотношения хуторян. Формы обращения и приветствий. Обратитесь к сценам купания коня (кн. I, ч. первая, гл. III), истории жизни Аксиньи (кн. I, ч. первая, гл. VII), покоса (кн. I, ч. первая, гл. IX), разговора Пантелея Прокофьевича с Григорием (кн. I, ч. первая, гл. X), отказа Григория уйти с хутора с Аксиньей (кн. I, ч. первая, гл. XII), сватовства к Наталье (кн. I, ч. первая, гл. XV).
ответ:1. Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке)
2. На какой реке происходили события? (Енисей)
3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки? (По нескольку центнеров)
4. Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орехами)
5. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок)
6. Что такое затесь? (Зарубка на дереве)
7. Какую птицу первой увидел мальчик? (Кедровку)
8. Стрелял ли в нее Васютка? (нет)
9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке)
10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь? (5-6 килограммов)
11. Когда Васютка понял, что заблудился? (Когда увидел муху в сетях паука)
12. О чем мальчик после того, как зажарил глухаря? (О том, что не взял соли)
13. Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух? (10 штук)
14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде? (на пути стала попадаться трава)
15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра? (За народными приметами)
16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озерах благородная рыба не водилась)
17. Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное).
1. В каком месте нашей родиной страны происходят события? (в Сибири, на Енисее)
2. Чем занималась бригада отца мальчика? (ловила рыбу)
3. Чем снабжал бригаду мальчик? (шишками)
4. Что заставила взять с собой в дорогу мать мальчика? (хлеб)
5. Что такое зАтеси? (зарубки на дереве, чтобы не потерять дорогу)
6. Какая птица отвлекла мальчика с дороги? (глухарь)
7. Каким жарил мальчик птицу? (в золе)
8. Почему мальчик отыскивал глазами жёлтую полоску лиственного леса? (он растёт вдоль воды)
9. В какую сторону пошёл мальчик? (на север)
10. Что привлекло мальчика, когда он вышел к воде? (ныряющие утки)
11. Чему удивился мальчик, когда глянул в воду? (там было много белой речной рыбы)
12. Кто мальчика? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)
13. Что обещал дед подарить мальчику? (новое ружьё)
14. Как назвали открытое мальчиком озеро? (Васюткино, в его честь)
1. В какое время года происходят события рассказа? (конец лета)
2. На какой реке ловят рыбу рыбаки? (на Енисее)
3. С какой целью ходил в лес Васютка? (за кедровыми шишками)
4. Какой наказ дала мать Васютке? (Дала хлеба и сказала от затесей не уходить)
5. Почему кедровка – птица полезная? (она разносит семена кедра по тайге)
6. На кого отвлёкся Васютка? (на глухаря)
7. Когда Васютка понял, что заблудился? (когда увидел муху в паутине)
8. Каким образом испёк глухаря мальчик? (раскопал костёр и в ямку, в золу, положил птицу)
9. Где спал мальчик ? (на месте костра, чтобы не замёрзнуть)
10. Что пытался различить мальчик среди тёмного моря тайги? (жёлтую кромку лиственного леса)
11. Отчего расплакался мальчик, когда увидел болото? (от бессилия и разочарования)
12. Что увидел в озере мальчик? (речную рыбу)
13. Продолжите дедушкину примету: «Вызвездило - …» (к холоду)
14. Что понял мальчик, когда обнаружил подбитую им утку у перешейка? (озеро проточное!)
15. Что нужно сделать, чтобы развести костёр из подмокших дров? (нужно поджечь берёсту)
16. Как и почему назвали озеро люди? (Вассюткиным. Именно он его нашёл и привёл рыбаков)
Объяснение:
Объяснение:
Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя.
События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный во как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков:
Тем путем идем суровым,
Что и двести лет назад.
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик — солдат.
Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":
Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат.. .
Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое:
Бой идет — святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.. .
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.. .
Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.. .
В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен.. . Но, однако, жив вояка".
И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и Я одну политбеседу повторял: — не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.
Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") — это не тщеславное желание или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона!
Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых
Лайкнули 8 людей