Тема: «Итоговый тест по творчеству А.С. Пушкина» 1. Когда и где открылся Лицей?
2. С кем из будущих лицеистов А.С. Пушкин познакомился на вступительных экзаменах?
3. Кто был первым директором Лицея? Как его называли лицеисты?
4. Назовите лицейских педагогов и товарищей А.С. Пушкина.
5. 19 октября - А.С. Пушкин посвятил несколько стихотворений. Какие?
6. А.С. Пушкин входил в литературный кружок «Арзамас». Укажите дату существования.
7. Кто входил в этот кружок? Какое прозвище было у А.С. Пушкина?
8. На какую службу был зачислен А.С. Пушкин после окончания Лицея?
9. Сколько лет длился «Петербургский период» в творчестве А.С. Пушкина?
10. Кого из новых знакомых после Лицея А.С. Пушкин называл «товарищ»? Какое произведение посвящено ему? Что вы о нем знаете?
11. Дайте определение дружескому посланию.
12. Укажите название произведения и жанр:
А) Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе…
Б) Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…
В) Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала…
Г) Еще напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи…
Д) Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой…
13. Кто призывал А.С. Пушкина «готовиться к великому будущему и уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству»?
14. Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в призыв служить Отечеству, посвятить ему «души прекрасные порывы»?
15. В поэме «Полтава» А.С. Пушкин использует такой прием, как антитеза. Дайте определение: антитеза – это… Приведите примеры из текста поэмы.
16. Кто о А.С. Пушкине сказал: «А.С. Пушкин есть явление чрезвычайное и может быть единственное явление русского духа»?
«Без понимания А.С. Пушкина нельзя и русским быть…»
метафора «омут розовых туманов», эпитет «розовых туманов»
Объяснение:
Что значит слово «омут» и что хочет подчеркнуть поэт? (Омут – глубокое место на воде. Поэт хочет подчеркнуть, насколько туманы густые.)
– Розовый, золотой – часто встречающиеся цвета в лирике Есенина. В этом стихотворении они передают картину вечернего заката. Кроме того, поэт не ограничивается только воспроизведением красок природы. Мы уже увидели, что под его пером возникла яркая метафора. Скажите, какие ассоциации она вызывает у вас? (Красота, умиротворение, спокойствие, закат, восход солнца, мечта…)
Ассоль – маленькая мечтательница, которая живет в своём нехитром
мире, созданном её отцом Лонгреном.
Её заветная мечта – увидеть корабль с алыми парусами,
где будет храбрый и красивый принц, чтобы увезти её в свое
прекрасное царство.
Она живет этой мечтой, дышит ей, как воздухом.
Эти минуты счастья давали Ассоль ту веру в сказку, которая рождала
желание борьбы во имя великого будущего.
Ассоль - "светлая" душа. В этой душе постоянно звучит музыка,
прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти
корабль, предсказанный Эглем.
Ассоль жила в своем музыкальном мире:
"...ее голова мурлыкала песенку жизни".
А. С. Грин сравнивает Ассоль с оркестром,
которому доступно выразить больше, чем одному инструменту: "...
ей (Ассоль) казалось, что она звучит, как оркестр".
Этим сравнением А. Грин показывает, насколько богата душа Ассоль,
сколько разнообразных чувств таит в себе юное создание.
Такой человек у А. Грина чаще всего одинок.
Истинными друзьями Ассоль были деревья в лесу.
Только там она могла "звучать, как оркестр" и не бояться,
что ее услышат: ".
Внешность Ассоль в 10-13 лет:
"...Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало
до колен худенькие, загорелые ноги девочки.
Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку,
сбились, касаясь плеч.
Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста,
как полет ласточки.
Темные, с оттенком грустного во глаза казались
несколько старше лица; его неправильный мягкий овал
был овеян того рода прелестным загаром,
какой присущ здоровой белизне кожи.
Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой..."
Внешность Ассоль в 17-20 лет (когда она встречает Грэя):
"...девушки в косынке, в платье с розовыми цветочками,
темнорусой и невысокой, в возрасте от семнадцати до
двадцати лет..."
"... ресницы спали на щеке, в тени нежного,
выпуклого виска, полузакрытого темной прядью..."
"...спали темные волосы, спало платье и складки платья..."
"...Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну
неизгладимо волнующих, хотя слов..."
"...тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый
белый муслин с розовыми цветочками.
На ее плечах лежала серая шелковая косынка.
Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно
и выразительно; прекрасные, несколько серьезные
для ее возраста глаза посматривали с робкой
сосредоточенностью глубоких душ.
Ее неправильное личико могло растрогать тонкой
чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость
этого лица, конечно, нашли бы место в множестве
женских обликов, но их совокупность, стиль –
был совершенно оригинален, – оригинально мил.
Остальное неподвластно словам, кроме слова
"очарование».."
– Посмотри-ка на нее. Что, хороша?
– Дивное художественное полотно! – шепотом
закричал матрос..."
Объяснение: