( ) Тест по роману Л. Н. Толстого
Вариант II
1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?
а) роль в истории
б) простота и естественность
в) стремление к самоутверждению
г к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок
д) истинный патриотизм
2. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?
а) приобрести опыт в боевых действиях
б) оставить наскучивший высший свет
в) найти «свой Тулон» и прославиться
г) продвинуться по службе
3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?
а) он презирал этого человека
б) не хотел компрометировать Наташу
в) стремился сохранить уважение к себе
г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения
4. Что открывается князю Андрею перед смертью?
а) идея всепрощения
б) идея непротивления злу насилием
в) смысл жизни
г) понятие об истинной любви
5. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
6. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?
а) передает философские и христианские взгляды автора
б Пьеру вернуться к жизни после душевного краха
в) образ — идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»
г) показать разнообразие крестьянских характеров
7. В чем заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?
а) «принцип айсберга» — тайный психологизм
б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях
в) «диалектика души» — т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии
г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека
8. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?
а) показать отношение солдат к князю Андрею
б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам
в) изобразить сцену солдатского быта
г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия
9. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «... я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...».
а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?
б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?
в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, живущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?
10. Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «... Книги, написанные в этом тоне, все истории... я бы жег и казнил авторов».
а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом повествовании, в действиях героев и т. п.?
б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?
11. М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены — одна ложь и суета».
а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?
б) Как вы думаете, что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?
12. «Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, него отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).
а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стремлениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеоновского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?
б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?
13. «Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» (А. С. Серафимович).
а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших исторических событиях так много внимания уделить судьбе героини?
б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?
14. М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов — кукольные генералы».
а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к литературному герою?
б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.
в) Что выделяет Толстой в образе Наполеона? Вызывает ли Наполеон какие-либо симпатии автора? А читателя?
ответ:
с первых же строк стихотворения “анчар” читатель проникается выразительными и оценочными эпитетами, которые указывают на окружающую атмосферу вокруг этого дерева. все живые существа стараются избегать приближаться к этому дереву.
и только одному человеку под силу нарушить не писаные законы природы. один властелин посылает своего раба за соком ядовитого дерева. он нуждается во власти над ближними. в произведении, дерево описывается, как символ уничтожения всего живого, как какая-то фантастическая сущность, несущая погибель
для всего живого. возле анчара даже ветер и дождь обретают ядовитую силу.
образ властелина в произведении отображается, как всевластие и безжалостность. а образ раба, это безропотная покорность. эти два образа прямо противоположны друг другу. а дерево, с его ядовитым соком, только усиливает образ всевластного князя.
идея стихотворения заключается в изображении царствования. оно губит общество. но не только власть способна погубить общество. рабы сами виноваты в этом. самодержавие и рабство описываются как две разные стороны одной медали. тем не менее, они не могут существовать в единственном числе.