«Я покинул родимый дом…» (1924). Центральным лейтмотивом лирического произведения является «родной дом», который придает стихотворению значительную эмоциональную напряженность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, которая у него ассоциируется с голубой Русыо, с березняком над прудом, с луной, со старым кленом: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Цветовые эпитеты Есенину характеризовать образ Руси, а также выявляют особенности его поэтики: увлеченность золотисто-голубыми тонами. По мнению литературоведа С. Кошечкина: «Цветопись — одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение… Настроение поэта как бы опирается на цветные детали пейзажа, а они в свой черед обостряют чувство и мысль, выявляют их глубинное течение. От расслабленно-печального до тревожнодраматического — движение переживания. Уберите цветопись — и стих потускнеет». Лирический герой покинул дом: прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком — устным и письменным — надо следить постоянно.Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Искусство открывает нам большой мир Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая. Ибо не во внешнем суть культуры, а в ее внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости...
Искусство открывает нам большой мир
Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.
Ибо не во внешнем суть культуры, а в ее внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости...