Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его повести «Детство» . Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких – о бабушке Акулине Ивановне «изумительно доброй и самоотверженной старухе» , которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения. Нелегкая жизнь, семейные заботы не озлобили и не ожесточили ее. Бабушка рассказывала внуку сказки, учила любить природу, вселяла в него веру в счастье, не давала жадному, корыстному каширинскому миру завладеть душой мальчика. В автобиографической трилогии писатель с любовью воспоминает и других добрых и хороших людей. «Человека создает его сопротивление окружающему миру» , -писал Горький спустя много лет. Это сопротивление окружающему миру, нежелание жить так, как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя. Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Мать заставляет мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова. Это упорное желание переделать стихи по - своему злило Варвару. Терпения для занятий с сыном ей не хватало, да и вообще внимания на Алешу она обращала мало, считая его причиной смерти мужа. В семь лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер. В январе 1877 года его определили в Кунавинское начальное училище – школу для городской бедноты. Учился Алеша хорошо, хотя одновременно с учебой ему приходилось работать – собирать кости и тряпки на продажу. По окончании второго класса мальчику дали «Похвальный лист» - «за отличные пред прочими успехи в науках и благонравие» - и наградили книгами (их пришлось подать – бабушка лежала больная, а в доме не было денег) . Дальше учиться не пришлось. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней дед сказал: - Ну, Лексей, ты не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…
Мы часто в своей жизни слышим слова сочувствие и сострадание, но понимаем ли мы их значение? За обыденностью жизни, за суетой и гонкой времени, мы забыли, что значат эти, такие важные слова. Сочувствие – это значит разделить чувства другого человека, а сострадание – значит взять на себя часть страданий, облегчить горе. В литературе часто звучит эта тема. Есть прекрасный рассказ А.П. Платонова «Юшка», о человеке, стойко переносившем страдания, о жестокости, рядом живущих с ним, людей. Юшка, так звали героя рассказа, мужчина безобидный, наивный, и, как думали другие жители, глупый. Поэтому над ним издевались все, кому не лень. Взрослые были откровенно грубыми, они могли толкнуть Юшку, ударить, оскорбить, дети кричали вслед Юшке обидные слова, дразнились. Это считалось нормальным, детей никто не одергивал, взрослые не знали жалости. УБРАТЬ РЕКЛАМУ, ПОДПИШИСЬ powered by Push.World На бедном Юшке вымещали все свое недовольство, он был, как громоотвод, принимал на себя всю злость и грубость людскую. Однажды, после очередного толчка, Юшка упал и умер… И не стало человека с наивными глазами. В город приехала приемная дочь Юшки. Она благодаря отцу смогла окончить институт, стала врачом. Только теперь она узнала, что Юшки больше нет, узнала, как к нему относились люди, но вложенная в ее душу доброта не позволила девушке обозлиться. Дочь доброго и безобидного Юшки лечила людей, измывавшихся над ее отцом. В городе, где больше не было человека готового терпеть унижения и жестокость, ссоры стали частыми гостями в семьях. Злость жителей выплескивалась на них самих. «Юшка» очень интересный рассказ, но читать его трудно. Страшно осознавать, что вокруг есть такие же «Юшки», а мы их просто не замечаем и не стремимся замечать. А ведь именно на таких добрых, наивных и безобидных людях держится наша жизнь. Именно они напоминают нам, что у нас есть душа. Они смотрят в наши сердца, и мы не можем выдержать их взгляд. Может поэтому люди слабые и малодушные всегда стараются обидеть и унизить таких людей? Ведь проще всего отыграться на том, кто не даст отпор, кто терпеливо снесет обиду и оскорбление? Часто молодежь ругают за бездушие, неумение сострадать и сочувствовать. Конечно, современная молодежь может и кажется такой, но не все молодые люди грубые и жестокие. Я была свидетелем интересного происшествия, случившегося этой зимой. По дороге, впереди меня шли два парня: рэперские штаны, огромные кроссовки, походка вразвалочку… Со стороны – обычные современные молодые люди. На обочине в снегу билась ворона, она никак не могла взлететь. Ребята свернули к ней. Я ускорила шаги, мне стало страшно, что они обидят птицу. Ребята поймали ворону, оказалось, что к ее лапам прилип кусок пенопластовой потолочной плитки. Видно кто-то делал ремонт в квартире, выбросил кусок намазанный клеем в окно, ворона прилипла к пенопласту, она не могла ни ходить, ни взлететь. Парни осторожно отлепили этот кусок с клеем от лапок пленницы и отпустили птицу. Они беззащитную ворону ей жизнь
Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких – о бабушке Акулине Ивановне «изумительно доброй и самоотверженной старухе» , которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения. Нелегкая жизнь, семейные заботы не озлобили и не ожесточили ее. Бабушка рассказывала внуку сказки, учила любить природу, вселяла в него веру в счастье, не давала жадному, корыстному каширинскому миру завладеть душой мальчика.
В автобиографической трилогии писатель с любовью воспоминает и других добрых и хороших людей.
«Человека создает его сопротивление окружающему миру» , -писал Горький спустя много лет. Это сопротивление окружающему миру, нежелание жить так, как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя.
Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Мать заставляет мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова.
Это упорное желание переделать стихи по - своему злило Варвару. Терпения для занятий с сыном ей не хватало, да и вообще внимания на Алешу она обращала мало, считая его причиной смерти мужа.
В семь лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер.
В январе 1877 года его определили в Кунавинское начальное училище – школу для городской бедноты.
Учился Алеша хорошо, хотя одновременно с учебой ему приходилось работать – собирать кости и тряпки на продажу. По окончании второго класса мальчику дали «Похвальный лист» - «за отличные пред прочими успехи в науках и благонравие» - и наградили книгами (их пришлось подать – бабушка лежала больная, а в доме не было денег) .
Дальше учиться не пришлось. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней дед сказал: - Ну, Лексей, ты не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…