Оды ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма xvii–xviii веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме) , рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. у ломоносова есть “любимые” проблемы: россия и мир, россии, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура петра i, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. по словам г. п. макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями ломоносова. в преобразовательной деятельности петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. поэтому постоянная тема его од — деятельность петра, которая, по ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы елизаветы петровны. ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол елизаветы. поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “но, — как замечает г. п. макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. примером произведения подобного рода является «ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны, 1747 г.»
Комедия дениса фонвизина «недоросль» была написана в 1792 году, в эпоху просвещения. героями являются представители разных социальных слоев общества того века. самой актуальной проблемой в пьесе являются проблемы воспитания и образования. эти проблемы тесно связаны друг с другом. и на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение. то, как тебя воспитывают и то, как с тобой обращаются, непременно отразится в будущем. семья простаковых не образованна. ни один из них не умеет читать, и родной брат простаковой скотинин тоже. да им это и не нужно - «и не будь тот скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». они невежественны и грубы. их фамилия (говорящая) уже указывает на их простоту, невежество и необразованность. они – типичные представители своего рода. простакова – одна из главных действующих лиц комедии. её главная черта – безумная любовь её к сыну, она хочет для него всего самого лучшего, и ей неважно, какими способами этого добиваться. например: она хотела в жены своему сыну софью. и ради этого была готова выкрасть её и тайком повести под венец. простаков же – идеальный муж для простаковой. не имеет своего мнения и во всем ей потакает, но его это не угнетает. «я думал, что тебе так больше нравится», говорит простаков. митрофан не образован. его фраза «не хочу учиться, хочу жениться» сразу дает нам четкое представление о том, как относиться митрофан к своему образованию, но соблюдая указ царя ему приходиться. его мама также потакает ему в этом, простакова к митрофану – «митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань». у митрофана нет никакой мотивации чтобы учиться. ему это не надо. когда он должен был идти на урок, ему становиться плохо, и мама разрешает ему не идти, но вот он уже готов бежать во двор гулять. он понимает, что ему за это ничего не будет, потому что его мама слишком сильно его любит, для того чтобы ругать. «не решай эту » - говорит ему мать. однако, нежелание митрофанушки это не единственное препятствие к его образованию. у него не самые хорошие учителя. кутейкин, к примеру, его уволили из семинарии из-за того, что он не смог освоить курс наук. цыферкин – отставной сержант, пытающийся научить митрофанушку арифметике, но тот ничему учиться не желает - «дал мне бог ученика боярского сынка. бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». вральман – бывший кучер. пошел работать учителем, потому что не было другой профессии. и учил митрофанушку «всем наукам», но так ничему и не научил. и дверь для него это «прилагательное, потому что приложено к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна» митрофанушка глуб, невежественен и ленив. он, как и его мать, ни во что не ставит своего родного отца простакова, издевается над ним, над слугами, но зато мамой он вертит как хочет, потому что та в нем души не чает и он это понимает. в эпизоде, когда мать митрофана пытается выдать софью замуж за своего сыночка, на главный план выходят персонажи митрофанушки и скотинина. скотинин тоже хочет жениться на софье и на этой почве у них с митрофаном и с его матерью, его сестрой, возникает вражда и дело даже доходит до драки. отношение митрофана к своим родителям своеобразно. он не испытывает к ним особой любви, да даже . он принимает это как должное. однако, к матери он относиться гораздо лучше, чем к своему отцу. когда простакова спрашивает его, что ему снилось, он отвечает – «да дрянь всякая, то ты, матушка, то батюшка. лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало, ты так устала колотя батюшку» жадные, грубые, невежественные простаковы и скотинин смотрят на своих крепостных как на рабочий скот. они для них и хозяива и судьи и палачи, если понадобиться. они обращаются с ними к с вещью. простакова груба со своими слугами, она их даже не уважает. «поучи нас, как ободрать крестьян» - обращается простакова к своему брату, скотинину. ей нечего больше с них сдирать, она и так уже это сделала, но ей нужно ещё. простакова взяла всю власть над крестьянами на себя. она даже может их ударить, если ей вздумается, и они ничего не смогут ей на это сделать. в комедии автор пытался донести до читателя, то, что жестокость по отношению к людям никогда никогда не сможет принести счастья и что так нельзя делать и нужно решать всё другим путем. комедия заканчивается фразой стародума «вот и злонравия достойные плоды». в этой пьесе стародум является героем-резонером, что означает, что именно через этого персонажа автор, пытается донести до нас свою точку зрения, свою позицию. а именно, что бесчеловечная любовь не может осчастливить не родителей, ни детей. правдин к митрофану: «к тебе её безумная любовь довела её до большего несчастья» фонвизин считает что если ты имеешь доброе сердце и душу, то ты будешь человеком во всякое время. «прямую цену уму дает благонравие. без него умный человек – чудовище»