Творческое задание
1. Статьи каких литературоведов описателях и их произведениях вам
особенно были полезны? Чем? Подготовьте ответ-рассуждение на
этот во Кому из писателей вы хотели бы поставить памятник? Где бы вы его
поставили? Каким вы его видите? Опишите его письменно.
1. Организационный. Вступительное слово учителя
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе".
Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.
Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.
2. Ревизия знаний
Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.
Презентация. Слайд 1.
Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?
Презентация. Слайд 2.
Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха.
Ученики. Шинель - символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.
Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?
Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.
Учитель. Итак, символ - многозначный образ.
3. Выдвижение гипотезы
Учитель. Итак, символ - многозначный образ. Наша задача - выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?
Ваше предположение?
Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.
Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.
4. Групповая работа (домашнее задание)
Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.
Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.
Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.
Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?
ответы участников 1 группы:
Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.
Метель - образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.
Метель – стихия природы, этот образ - символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.
Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):
развернуть таблицу
Гринёв
Пугачёв
Ребячество, самонадеянность
сметливость, природный ум, уверенность.
развернуть таблицу
Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень. Что символизирует осень?
Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.
Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…
Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.
Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.
Что отмечаем в Пугачёве? - Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.
В Гринёве? - Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за
Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.
Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.
Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина соединиться с Машей.
Учитель. Как развиваются их отношения?
Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.
Во-вторых, "страшный мужик ласково меня кликал" - вот основа отношений Гринева с Пугачевым. Действительно, "страшный мужик" оказал влияние на судьбу Петра и Маши: "Потом обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь". И здесь имеет место слово "ласково". Случайность ли это? Думаю, нет.
В-третьих, еще подтверждениями сбывшегося сна являются слова, которые произносят мужики, ведущие Гринева на казнь: "Не бось, не бось..." . Затем дворянин стоит на коленях (и это деталь!) перед Пугачевым. "Пугачев протянул мне жилистую руку. "Целуй руку, целуй руку!" - говорили около меня..." .
Приведенные выше аргументы доказывают то, что образ Пугачева произвел на Петра Гринева огромное впечатление, под его воздействием ему приснился пророческий сон, который сыграл, если разобраться, довольно-таки серьезную роль и наложил свой отпечаток на жизнь героя.