В центре рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» два героя — старик Евстигнеич и его квартирант Юрка. Юрка — восьмиклассник. Он приехал из соседней деревни, чтобы закончить здесь десятилетнюю школу, потому что в его деревне «десятилетка» отсутствует. Жизнь Юрки нелегка. Его мать одна воспитывает четверых детей, и сыну она ничем не может. Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и сидит долгие часы за уроками, чтобы отучиться, стать человеком, окончить мединститут матери. Юрка воспитан и умен. Безусловно, этот герой заслуживает всяческого уважения.
Интересный, народный характер показывает Шукшин в образе Евстигнеича. Умело автор передает простую деревенскую речь со всеми ее и диалектизмами, благодаря которым образ Евстигнеича становится по-настоящему колоритным. Старик хитер, жаден. «Он вообще скряга отменный»,— замечает о нем автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополнительную выпивку. Не потому что его вразумили Юр-кины наставления, а потому, что «жалко денег». Целый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Старик ненавидит своих детей за то, что те не стали жить в деревне, выросли и уехали в город. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич ругает сына и дочь чертями. Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изобилие. Для него это главное мерило счастья.
Жадность Евстигнеича переходит в душевную черствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц». Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает. При этом пшено, к примеру, старик обязательно взвешивает на безмене. Сам он при этом ни в чем не нуждается, «живет справно», а Юрке безвозмездно все-таки не может.
Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ничем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может. Вот водителем, например, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Материальное благосостояние для старика — главная жизненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует. Евстигнеич не верит в бога. Он предлагает не молиться ради благодати, а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для других, общества старик не признает. Он индивидуалист.
Интересны и исполнены авторским юмором разговоры Юрки с Евстигнеичем. Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют во веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник.
Особенно сильное впечатление на старика произвел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертвования ради науки. Но он потряс его настолько, что куда-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
1.Почему рассказ И. С. Тургенева назван «Бирюк»? ( Крестьяне звали его за его образ жизни и хмурый нрав Бирюком; так в некоторых южных местностях России называют волка) .
2. В каком отношении к грозе находится главный герой? (Главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется “при блеске молнии”, его “фигура словно выросла из земли”, несмотря на усиление грозы (“белая молния осветила его с головы до ног”, “дождик хлынул с удвоенною силою”), он спокоен) .
3. Какое впечатление производит внешность Фомы? (Внешность Фомы богатырская. Автор подчёркивает это с эпитетов: “высокого росту, плечист”, у него “могучие мышцы”, “суровое мужественное лицо”, глаза глядели “смело”).
4.Сопоставить портрет Фомы и крестьянина. (Портрет вызывает острую жалость: “испитое морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены”, “мужика подёргивало, словно лихорадка его колотила”, он “дышал неровно”. Рассказчик даёт себе слово “во что бы то ни стало освободить бедняка”).
5. Что говорит нам эта изба о её хозяине? (Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: “закоптелая, низкая и пустая” комната, “изорванный тулуп”, даже лучина светила, “печально вспыхивая и погасаяВся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна) .
6.Как крестьяне относятся к Бирюку? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они “боялись его как огня”, ненавидели) .
7.Как называет его пойманный на воровстве леса мужик? ( Пойманный на воровстве леса мужик называет его “душегубцем окаянным”, зверем, грозит местью, несмотря на то, что, по их же словам, “не бывало на свете такого мастера своего дела”).
8.Почему ему в вину ставится его честность? (Фома мешает крестьянам воровать лес, наказывает их, а это никому не может понравиться) .
9. На чьей же стороне автор-рассказчик? ( Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином всё-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком? Может быть, здесь проявляется одно из свойств русской литературы: она почти всегда на стороне слабого) .
10.Как зазвучало бы обвинение Тургенева? ( Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным — бирюком) .
В центре рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» два героя — старик Евстигнеич и его квартирант Юрка. Юрка — восьмиклассник. Он приехал из соседней деревни, чтобы закончить здесь десятилетнюю школу, потому что в его деревне «десятилетка» отсутствует. Жизнь Юрки нелегка. Его мать одна воспитывает четверых детей, и сыну она ничем не может. Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и сидит долгие часы за уроками, чтобы отучиться, стать человеком, окончить мединститут матери. Юрка воспитан и умен. Безусловно, этот герой заслуживает всяческого уважения.
Интересный, народный характер показывает Шукшин в образе Евстигнеича. Умело автор передает простую деревенскую речь со всеми ее и диалектизмами, благодаря которым образ Евстигнеича становится по-настоящему колоритным. Старик хитер, жаден. «Он вообще скряга отменный»,— замечает о нем автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополнительную выпивку. Не потому что его вразумили Юр-кины наставления, а потому, что «жалко денег». Целый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Старик ненавидит своих детей за то, что те не стали жить в деревне, выросли и уехали в город. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич ругает сына и дочь чертями. Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изобилие. Для него это главное мерило счастья.
Жадность Евстигнеича переходит в душевную черствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц». Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает. При этом пшено, к примеру, старик обязательно взвешивает на безмене. Сам он при этом ни в чем не нуждается, «живет справно», а Юрке безвозмездно все-таки не может.
Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ничем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может. Вот водителем, например, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Материальное благосостояние для старика — главная жизненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует. Евстигнеич не верит в бога. Он предлагает не молиться ради благодати, а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для других, общества старик не признает. Он индивидуалист.
Интересны и исполнены авторским юмором разговоры Юрки с Евстигнеичем. Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют во веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник.
Особенно сильное впечатление на старика произвел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертвования ради науки. Но он потряс его настолько, что куда-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
Объяснение:
,,,
1.Почему рассказ И. С. Тургенева назван «Бирюк»? ( Крестьяне звали его за его образ жизни и хмурый нрав Бирюком; так в некоторых южных местностях России называют волка) .
2. В каком отношении к грозе находится главный герой? (Главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется “при блеске молнии”, его “фигура словно выросла из земли”, несмотря на усиление грозы (“белая молния осветила его с головы до ног”, “дождик хлынул с удвоенною силою”), он спокоен) .
3. Какое впечатление производит внешность Фомы? (Внешность Фомы богатырская. Автор подчёркивает это с эпитетов: “высокого росту, плечист”, у него “могучие мышцы”, “суровое мужественное лицо”, глаза глядели “смело”).
4.Сопоставить портрет Фомы и крестьянина. (Портрет вызывает острую жалость: “испитое морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены”, “мужика подёргивало, словно лихорадка его колотила”, он “дышал неровно”. Рассказчик даёт себе слово “во что бы то ни стало освободить бедняка”).
5. Что говорит нам эта изба о её хозяине? (Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: “закоптелая, низкая и пустая” комната, “изорванный тулуп”, даже лучина светила, “печально вспыхивая и погасаяВся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна) .
6.Как крестьяне относятся к Бирюку? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они “боялись его как огня”, ненавидели) .
7.Как называет его пойманный на воровстве леса мужик? ( Пойманный на воровстве леса мужик называет его “душегубцем окаянным”, зверем, грозит местью, несмотря на то, что, по их же словам, “не бывало на свете такого мастера своего дела”).
8.Почему ему в вину ставится его честность? (Фома мешает крестьянам воровать лес, наказывает их, а это никому не может понравиться) .
9. На чьей же стороне автор-рассказчик? ( Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином всё-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком? Может быть, здесь проявляется одно из свойств русской литературы: она почти всегда на стороне слабого) .
10.Как зазвучало бы обвинение Тургенева? ( Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным — бирюком) .
Сори чувак все что смог...