Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема прошлого своей страны, своего народа. поэзия для пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. в «песни о вещем олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события. князь олег – победитель, который вышел живым из сложнейших и опаснейших ситуаций и получил смерть от своего коня. автор восхищается силой и мужеством князя: как ныне сбирается вещий олег отмстить неразумным хозарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и ; с дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне. олег показывается в «песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. а. с. пушкин, не помня реальной смерти могучего олега, приложил к биографии князя фольклорный мотив, по‑своему дополняя образ вещего героя. «песнь о вещем олеге» – это стихотворная повесть, в основе которой лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием материала. как правило, время соотносится с роковым моментом, оно определяет назначенный срок, в то же время именно оно соотносится со счастьем. судьба как бы соединяет прошлое и будущее. предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который не зависит от чьего‑то мнения, ему нечего бояться, он многое видел на свете: волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волею небесною дружен. грядущие годы таятся во мгле; но вижу твой жребий на светлом челе. причиной смерти олега стал череп его любимого коня, который был потревожен бывшим хозяином. здесь сыграл свою роль известный символ. череп – символ смерти и смертности. змея – это тоже, как правило, отрицательный герой. она обычно предопределяет зло, обман, искушение, грех. олег, услышав предсказание, сначала не поверил ему: олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой. в молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмый… но все же он отказался от своего коня, заменил его другим. после похода князь вспомнил о любимом скакуне, но было поздно. кажется, что пророчества оказались ложными: князь жив, а коня больше нет. но от судьбы не уйдешь: «так вот где таилась погибель моя! мне смертию кость угрожала! » из мертвой главы гробовая змия шипя, между тем выползала; как черная лента, вкруг ног обвилась: и вскрикнул внезапно ужаленный князь. идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. судьба определяет представления людей о силе воздействия слова на жизнь человека и его ценности. идея судьбы – одна из основных в жизни человека. она возникла давно, когда человек только начинал понимать смысл своей жизни и свое назначение в ней. судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. мифологическая судьба не оставляет места свободе. не человек выбирает, а его выбирают. а. с. пушкин в «песни о вещем олеге» пытается донести до читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному периоду. в эпоху революционного перелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народного восстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь от цепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторож признается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
в другом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева и присоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii, но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженная пугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
в последнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождь не верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. – «кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «в страшной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию в азию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человеке неукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэме есенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.
поэма с. а. есенина «пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному периоду. в эпоху революционного перелома xx века есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. поэтому его так интересует емельян пугачев, герой народного восстания.
в поэме емельян пугачев любит родину, бескрайние степи:
мне нравится степей твоих медь
и пропахшая солью почва.
луна, как желтый медведь,
в мокрой траве ворочается.
наконец-то я здесь, здесь!
он искренне судьбой крестьянства:
как живет здесь мудрый наш мужик?
герою важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять. и когда он узнает, что после смерти петра iii екатерина отдала все богатства края «под надзор дворян» , что «стонет русь от цепких лапищ» , он возмущен.
неужели в народе нет суровой хватки
вытащить из сапогов ножи
и всадить их в барские лопатки?
сторож признается пугачеву, что «уже мятеж вздымает паруса» и только «нужен тот, кто первый бросил камень» . герой не может до срока признаваться в своих замыслах, но автором нарисована объективная необходимость появления вождя, который может возглавить назревающее восстание.
в другом отрывке монолог хлопуши, соратника пугачева. хлопуша три дня и три ночи шел в эту дикую местность, чтобы увидеть пугачева и присоединиться к нему. он знает, что пугачев выдает себя за петра iii, но ему не важно, правда ли это.
слава ему! пусть даже он не петр,
чернь его любит за буйство и удаль.
заслуженная пугачевым любовь народа хлопуше кажется гораздо более ценным качеством мятежника, поэтому так велико его желание познакомиться с пугачевым.
в последнем отрывке из поэмы войска пугачева на грани разгрома. но вождь не верит в свое поражение: «вы с ума сошли! » – трижды восклицает он. – «кто сказал вам, что мы уничтожены? » он знает, что восставшие «в страшной беде» , но верит в спасение, в возможный побег по каспию в азию. азия кажется ему землей обетованной, зародившей в человеке неукротимую любовь к свободе. он верит в возможность счастливого исхода и не дает упасть духом своим соратникам.
пугачев в поэме есенина выразителен своей речью. речь его насыщена метафорами, эпитетами, он все воспринимает не как политик, а как поэт. эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.