У МЕНЯ СООР дать название эпизоду, объяснить его роль в развитии сюжета произведения (какие события предшествуют и какие последуют далее).
Объясните связь эпизода с главной проблемой произведения.
Проанализируйте образы героев эпизода (черты характера, причины поступков).
Выявите художественные детали в эпизоде, авторское отношение к героям и событию.
Сделайте вывод о том, какую роль играет эпизод в произведении.
Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.
Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? — сказал мне Швабрин, — за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Опустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.
Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Этакая заготовка для идеальной жены – «вечно босой, постоянно беременной и на кухне с поварешкой в руке» . Дескать, такая никогда не побежит «налево» , все свое счастье видит в семье и детях, а мужа боготворит настолько, что готова ежедневно «мыть ему ноги и пить затем эту воду» .
Но этот образ мало похож на образ Аси – той самой девушки, которую описал Тургенев в одноименной повести, давшей название определению «тургеневской девушки» . Тургеневская Ася – натура открытая, пылкая, благородная. Да, она скромна и застенчива, очень скованна и замкнута в обществе, но не потому, что общество ей не по душе – просто вся ее предыдущая жизнь проходила в других условиях, и она еще не нашла своей манеры поведения в новом для себя амплуа – дамы света. Она боится показаться смешной, ведь Ася самолюбива. Она мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она готова не размениваться на мелочи – готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог.
Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка – бессловесная клуша, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своей непорочностью, и отсутствием вредных привычек, и желанием найти своего единственного, готовая любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки. Вот только представления о мужской половине человечества у них остались прежними – мужчины ведь тоже изменились.
Современный молодой человек уже и выглядит, и говорит, и думает совсем по-другому. И хорошо, если современная Ася сумеет вовремя понять это и разглядит за неромантичной внешностью своего Принца. Ее ждет награда в виде счастливой жизни в семье, с исполнением мечты о тихом уютном доме, воспитании детей и активной жизни и работы по усовершенствованию мира. Если в такой момент она сумеет найти такого человека, то он будет с ней счастлив, как и она с ним. Она будет любить его пылко и страстно, всей силой нерастраченной любви. Если он будет с ней достаточно тактичен, то, возможно, она откроет для себя и радости секса. Это будет все та же тургеневская девушка, но спустившаяся из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь.
Объяснение:
От солдата требуется, прежде всего, выносливость и терпение; храбрость — дело второе". Наполеон I
Среди произведений о ВОВ в отдельном ряду стоят повествования о жизни простого солдата на войне. В противовес героической патетике они показывают, каково было, пусть даже кадровому военному, столкнуться с реалиями передовой.
Место подвигу, безусловно, есть и в произведении «Сашка» Кондратьева, чего стоит наброситься на врага с голыми руками, с целью добыть языка. Но автор хотел показать нам другое. Вырванный ветром войны из привычного русла молодой солдат сталкивается с разного рода приказами. И если приказы «В атаку!», «Переправа!», «Огонь!» стали за два месяца привычными, то приказ расстрелять пленного немца, осмысленно прервать чужую жизнь не в бою, остается для Сашки невыполнимым. Он терпел многое: голод, холод, грязь и вшей, ночные броски и жизнь в шалаше, но смерть так и осталась смертью.
«Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».
Жизнь продолжается и на войне. Люди воюют и любят, дружат, строят быт. Но самое главное – оставаться человеком перед лицом смерти.