Жил бедный музыкант ,у которого была одна маленькая старенькая скрипка. Каждый вечер он доставал её и играл прекрасную музыку. А рядом жил богач в замке, у него музыкальных инструментов было видимо, не видимо. Да вот только беда одна была- не умел он на них играть. Но зависть заставила его у старика украсть скрипку. Поставил он её среди своих инструментов, и наслаждался не звуками , а количеством инструментов. И вот когда уснул ночью богатый, скрипка рассказала всем инструментам как хорошо она жила у бедного старика, и решили они сбежать от своего хозяина. Прибежав к бедному старику- музыканту, инструменты поняли, что счастье не в богатстве, а в богатстве души, которая поёт разными голосами.
Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея “тело рыхлое, белое, рассыпчатое”. первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: “ и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. ирония звучит в этих словах. далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер садовский с “актерками”, приглашенный в поместье: “однако, брат, глупый ты помещик! кто же тебе, глупому, умываться подает? ”; генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами: “однако, брат, глупый же ты помещик! ”; и, наконец, капитан-исправник: “глупый же вы, господин помещик! ” глупость помещика видна всем, так как “на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя”, казна опустела, так как подати платить некому, “распространились в уезде грабежи, разбой и убийства”. а глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает либералам свою непреклонность, как советует любимая газета “весть”.