Если честно, то мне даже как-то неловко писать об этой замечательной сказке, которую знают, наверное, 99% людей. Но так и быть расскажу.
Жил царь. Царица умерла. И была у этого царя дочь. Царевна. Царь женился на другой. Она была очень недоброй, злой, завистливой и считала себя первой красавицей во всём мире. У неё было волшебное зеркальце, которое всегда подтверждало её красоту.
Молодая царевна подросла и стала такой красавицей, что однажды зеркальце ответило царице, что царевна молодая красивее её. Царица решила извести царевну и приказала девке-чернавке завести царевну в лес и убить её там. Девка-чернавка царевну в лес завела, но не убила её. Царевна долго по лесу блуждала и, наконец, вышла к дому, в котором жили 7 братьев, рыцарей прекрасных. Они приютили у себя царевну и относились к ней как братья.
А у царевны был жених - королевич Елисей. И ,конечно, он помчался искать царевну.
Царица же взяла своё зеркальце и повторила свой вопрос:".Я ль на свете всех милее". На что зеркальце ответило ей, что царевна молодая всех милее и живёт она у семи богатырей. Царица отравила яблоко, оделась во всё черное так, чтобы её не узнали, и отнесла это яблоко царевне. Царевна надкусила это яблоко и умерла. Погоревали 7 братьев и похоронили царевну в хрустальном гробу в пещере горы.
А королевич Елисей в поисках царевны с вопросами, где она может быть, обращался и к солнцу, и к месяцу, и к ветру. И только ветер указал ему, где царена. Королевич добрался до пещеры, открыл крышку гроба и поцеловал принцессу. И она ожила. Счасливые, они вдвоём возвращались во дворец. А царица, увидев в окно, как въезжают во двор королевия с принцессой, от злости умерла. Королевич и принцесса сыграли свадьбу. Среди приглашённых гостей были и семь богатырей.
В произведении Лермонтова сюжет происходит во времена Ивана Грозного. Поэтому всплывают проблемы той эпохи. например, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Представителем этой проблемы является Кирибеевич. Он спокойно "покусился" на замужнюю девушку. Кирибеевич - молодой опричник, а мы знаем из курса истории, что опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с разрешения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич. Еще один представитель проблемы - сам царь. Он живет по своим законам и даже нарушает данное слово: "Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит". Правила резко меняются после того, как был убит царский любимчик, т е Иван IV неравномерно воспринимает своих подданных: одних награждает, а на других не обращает внимания, что также говорит о своеволии. Вторая проблема, которая встает в произведении, это проблема чести и достоинства. Представителем этой проблемы является купец Степан Парамонович Калашников, который решил заступиться за достоинство своей семьи и за опозоренную жену. Конфликт Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела. Купец решает отстоять честь семьи в открытом кулачном бою, т е тайная месть, например осквернение Кирибеевича такими же бесчестными даже не мелькнула в мыслях у Калашникова. Степан Парамонович знал, что стремясь отомстить обидчику, идет против царя, против его постановлений и воли. Исход битвы можно предугадать, т к молодой купец борется за правое дело, и его козырем является нравственное и моральное превосходство. В конце поэмы видно, что в памяти народа остается высокий поступок Калашникова. В этом противостоянии выигрывает образ купца Калашникова, ведь своим поступком человек из народа оказывается выше царя.
Если честно, то мне даже как-то неловко писать об этой замечательной сказке, которую знают, наверное, 99% людей. Но так и быть расскажу.
Жил царь. Царица умерла. И была у этого царя дочь. Царевна. Царь женился на другой. Она была очень недоброй, злой, завистливой и считала себя первой красавицей во всём мире. У неё было волшебное зеркальце, которое всегда подтверждало её красоту.
Молодая царевна подросла и стала такой красавицей, что однажды зеркальце ответило царице, что царевна молодая красивее её. Царица решила извести царевну и приказала девке-чернавке завести царевну в лес и убить её там. Девка-чернавка царевну в лес завела, но не убила её. Царевна долго по лесу блуждала и, наконец, вышла к дому, в котором жили 7 братьев, рыцарей прекрасных. Они приютили у себя царевну и относились к ней как братья.
А у царевны был жених - королевич Елисей. И ,конечно, он помчался искать царевну.
Царица же взяла своё зеркальце и повторила свой вопрос:".Я ль на свете всех милее". На что зеркальце ответило ей, что царевна молодая всех милее и живёт она у семи богатырей. Царица отравила яблоко, оделась во всё черное так, чтобы её не узнали, и отнесла это яблоко царевне. Царевна надкусила это яблоко и умерла. Погоревали 7 братьев и похоронили царевну в хрустальном гробу в пещере горы.
А королевич Елисей в поисках царевны с вопросами, где она может быть, обращался и к солнцу, и к месяцу, и к ветру. И только ветер указал ему, где царена. Королевич добрался до пещеры, открыл крышку гроба и поцеловал принцессу. И она ожила. Счасливые, они вдвоём возвращались во дворец. А царица, увидев в окно, как въезжают во двор королевия с принцессой, от злости умерла. Королевич и принцесса сыграли свадьбу. Среди приглашённых гостей были и семь богатырей.
Вторая проблема, которая встает в произведении, это проблема чести и достоинства. Представителем этой проблемы является купец Степан Парамонович Калашников, который решил заступиться за достоинство своей семьи и за опозоренную жену. Конфликт Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела. Купец решает отстоять честь семьи в открытом кулачном бою, т е тайная месть, например осквернение Кирибеевича такими же бесчестными даже не мелькнула в мыслях у Калашникова. Степан Парамонович знал, что стремясь отомстить обидчику, идет против царя, против его постановлений и воли. Исход битвы можно предугадать, т к молодой купец борется за правое дело, и его козырем является нравственное и моральное превосходство. В конце поэмы видно, что в памяти народа остается высокий поступок Калашникова.
В этом противостоянии выигрывает образ купца Калашникова, ведь своим поступком человек из народа оказывается выше царя.