Уладзімір Караткевіч “Бурык”
1. Дзяцінства маё прайшло…
1) У горадзе,
2) У лясніцтве,
3) У вёсцы.
2. Я не езжу туды, таму што…
1) Няма часу, многа працы;
2) Там усё змянілася, можна не пазнаць;
3) Увесь час здаецца: вось прыеду, і выйдзе мне насустрач Бурык.
3. З таго часу мінула…
1) 30 гадоў,
2) 20 гадоў,
3) 35 гадоў.
4. Мядзведзя прынеслі мне…
1) Вясной,
2) Узімку,
3) Летам.
5. Прынеслі таму, што…
1) Ён блукаў адзін, заблудзіўся;
2) Палясоўшчыкі забілі маці – мядзведзіцу;
3) Узялі з заапарка.
6. Бацька…
1) Не ўхваліў учынак;
2) Быў рады, задаволены;
3) Сказаў, каб аднеслі ў лес.
7. Хлопчык Сяргей…
1) Вучыўся ў школе ў 3 класе,
2) Не хадзіў яшчэ ў школу,
3) Вучыўся ў школе ў 4 класе.
8. Бурыка бралі з сабой у лес…
1) Каб дома не рабіў шкоды,
2) Каб прывучыць яго да лесу.
9. Да чаго не трэба было прывучаць Бурыка?
1) Да птушыных гнёздаў,
2) Да маліны,
3) Да лічынак і чарвякоў.
10. Што паскорыла развітанне з мядзведзем?
1) Ён стаў зусім вялікім, дужым;
2) Куры пачалі знікаць, могуць быць і іншыя беды.
11. Як маці праводзіла Бурыка?
1) Цалавала і плакала;
2) Праводзіла яго да машыны і махала рукой;
3) Смачна пакарміла перад тым, як выправіць.
12. Мы адвезлі яго…
1) У суседні лес,
2) За 50 км у самы глухі куток,
3) У другое лясніцтва.
13. Сустрэча з мядзведзем адбылася…
1) Перад вайной,
2) У час вайны,
3) Пасля вайны.
14. Як пазналі, што гэта Бурык?
1) Па віслым задзе,
2) Па мускулах на загорбку,
3) Па белым ажаролку.
15. Чаму Марка не даў паклікаць мядзведзя?
1) Мядзведзь мог бы іх пазнаць і пайсці следам,
2) Мог бы і не пазнаць і тады прыйшлося б страляць.
16. Як склалася жыццё аўтара пасля вайны?
1) Даўно скончыў мастацкі інстытут, працаваў, дабіўся вядомасці;
2) Даўно скончыў інстытут, але вядомасці не дабіўся.
17. Чаму вучыць нас твор?
1) Беражлівым адносінам да прыроды;
2) Быць адказным за свае ўчынкі, удумліва адносіцца да звяроў, птушак, да ўсяго жывога.
.
Объяснение:
Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан торговцу-армянину, у которого куплен богатым покупателем для коллекции оружия и стал «игрушкой золотой».
Вторая часть — рассуждение о значении поэта в обществе, которая содержит сравнение роли поэтического слова в и в настоящем. В конце этой части вновь возникает образ кинжала.
Всё стихотворение построено на сравнении: роль поэта в обществе сравнивается с судьбой кинжала. Изначально кинжал, лишённый украшений, хранящий «таинственный закал», служил для того, для чего он изначально предназначался, — для битвы. Так и поэт в обществе выполнял роль оружия, свет «в немом благоговении» внимал звучанию стихов:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
После того как кинжал оказался лишён своих ножен и стал лишь украшением в коллекции богатого владельца, он стал безвредным, но и бесславным. Так и поэт, слово которого потеряло направленность борьбы и служит лишь в качестве виньетки, «своё утратил назначенье». Красивость стиха сравнивается с золотыми ножнами. Но Лермонтов понимает, что если кинжал и слово поэта не использовать по их подлинному назначению, они теряют свои свойства: так найти нужное слово, поэтический дар покрывается «ржавчиной презренья». Здесь стихотворение «Кинжал» идейно пересекается с элегией «Дума».
3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (например, наш ветхий мир, осмеянный пророк и т. д.)?
Горестный сатирический оттенок второй части стихотворения придают оценочные выражения: в наш век изнеженный, нас тешат блёстки и обманы, ветхая краса, осмеянный пророк.
Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Ученикам было предложено прочитать рассказ дома. Работа в классе начинается с рассказа о поэте Юнне Петровне Мориц. Прочитайте несколько её детских стихов, ваши ученики наверняка их знают. Это создать доверительный настрой. Затем переходите к работе над текстом рассказа. Во и задания для обсуждения 1. Как зовут главного героя рассказа? Куда он направляется? 2. Почему Алёше Ботинку втайне совсем не хотелось приезжать к отцу? 3. Как встретились братья? Была ли встреча радостной? 4. Какими были первые впечатления братьев друг о друге? 5. Расскажите о художнике Трифоне Черное. Как он сам себя оценивает? Какое впечатление производит? 6. Опишите крымскую природу. Какой она предстаёт в рассказе? Вспомните, как называются приёмы, которые использованы при описании природы. 7. Какую сказку рассказывает Алёша своему братишке? В чём смысл его рассказа?Отец тяготится Трифоном. Он ждёт случая, чтобы поговорить с Алёшей наедине. 8. Как вы думаете, о чём они могли бы поговорить, что обсудить?