Уменя кр итоговая контрольная работа по (5 класс) 1. фольклор – это… 1. особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова; 2. устное народное творчество; 3. набор произведений на различные темы. 2. какой из перечисленных жанров не является фольклорным? а) басня б) загадка в) прибаутка г) колыбельная 3. сказка – это 1. весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле; 2. краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания; 3. занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. 4. на какие виды делятся сказки? 1. о животных; 2. биографические; 3. волшебные; 4. ; 5. бытовые. 5. поочерёдно составьте композицию сказки: концовка; зачин; развитие действия; кульминация. 6. сказка «царевна-лягушка»: 1) бытовая 2) волшебная 3) о животных 7. соотнесите героев и предметы из сказок (соедините их линиями): 8. басней называется: 1. рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; 2. короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; 3. короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 9. известным баснописцем был 1. михаил васильевич ломоносов 2. василий андреевич жуковский 3. иван андреевич крылов 4. петр ильич чайковский 10. поэт, учившийся в царскосельском лицее. а) а.с. пушкин б) м.ю. лермонтов в) м.в. ломоносов 11.произведение «у лукоморья дуб зелёный…» - это: 1) финал поэмы «руслан и людмила» 2) пролог к поэме «руслан и людмила» 3) самостоятельное произведение 12. автором стихотворения «крестьянские дети » является: а) пушкин а. с.; б) жуковский в. а.; в) некрасов н. а.; 13.что герда хотела подарить реке, когда просила ее вернуть кая? 1)розы 2)красные башмачки 3)книжку с картинками 4)песню 14. где заблудились том сойер и бекки тэтчер: а) в лесу; б) в пещере; в) в старом доме. 15. рассказ – это: 1) вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях. 2) небольшое эпическое произведение (малая форма), повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. 3) один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. 16. из какого произведения эти строки? укажите автора и название: однажды, в студёную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз. гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. и, шествуя важно, в спокойствии чинном , лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! 17. определите автора и произведение, из которого взят данный фрагмент: «тайга… тайга… без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная». 18. каким стихотворным размером написано стихотворение с. есенина «пороша»? еду. тихо. слышны звоны под копытом на снегу 19. прочитайте отрывок из рассказа ю. казакова «тихое утро» « никого сейчас не любил он больше володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и лица.» почему яшка испытывает такое чувство в володе? 20. какое из прочитанных в 5 классе (самостоятельно или на уроке ) художественных произведений (назовите автора и название произведения) вам запомнилось больше всего и почему?
Много таких сложных напряжений глубится в прилагерном мире, много противоречий между его восемью разрядами. Перемешанные в повседневной жизни с репрессированными и полурепрессированными, честные советские граждане не упустят попрекнуть их и поставить на место, особенно если пойдёт о комнате в новом бараке. А надзиратели, как носящие форму МВД, претендуют быть выше вольных. А ещё обязательно есть женщины, попрекаемые всеми за то, что без них пропали бы одинокие мужики. А ещё есть женщины, замыслившие иметь мужика постоянного. Такие ходят к лагерной вахте, когда знают, что будет освобождение, и хватают за рукава незнакомых: "Иди ко мне! У меня угол есть, согрею. Костюм тебе куплю! Ну, куда поедешь? Ведь опять посадят!"
А ещё есть над посёлком оперативное наблюдение, есть свой кум и свои стукачи, и мотают жилы; кто это принимает письма от зэков, и кто это продавал лагерное обмундирование за углом барака.
И уж конечно меньше, чем где бы то ни было в Союзе, есть у жителей прилагерного мира ощущение Закона и барачной комнаты своей — как Крепости. У одних паспорт помаранный, у других его вовсе нет, третьи сами сидели в лагере, четвёртые — члены семьи, и так все эти независимые расконвоированные граждане ещё послушнее, чем заключённые, окрику человека с винтовкой, ещё безропотнее против человека с револьвером. Видя их, они не вскидывают гордой головы — "не имеете права!", а сжимаются и гнутся — как бы И это ощущение бесконтрольной власти штыка и мундира так уверенно реет над Архипелага со всем его прилагерным миром, так передаётся каждому, вступающему в этот край, что вольная женщина (П-чина) с девочкой, летящая красноярской трассой на свидание к мужу в лагерь, по первому требованию сотрудников МВД в самолёте даёт обшарить, обыскать себя и раздеть догола девочку. (С тех пор девочка постоянно плакала при виде Голубых.)
Но если кто-нибудь скажет теперь, что нет печальнее этих прилагерных окрестностей и что прилагерный мир — клоака, мы ответим: кому как.
Вот якут Колодезников за отгон чужого оленя в тайгу получил в 1932 три года и, по правилам глубокомысленных перемещений, с родной Колымы был послан отбывать под Ленинград. Отбыл, и в самом Ленинграде был, и привёз семье ярких тканей, и всё ж много лет потом жаловался землякам и зэкам, присланным из Ленинграда:
— Ох, скучно там у вас! Ох, плохо!..
Глава 22
Мы строим
После всего сказанного о лагерях, так и рвётся во да полно! Да выгоден ли был государству труд заключённых? А если не выгоден — так стоило ли весь Архипелаг затевать?
В самих лагерях среди зэков обе точки зрения на это были, и любили мы об этом спорить.
Конечно, если верить вождям, — спорить тут не о чем. Товарищ Молотов, когда-то второй человек государства, изъявил VI съезду Советов СССР по поводу использования труда заключённых: "Мы делали это раньше, делаем теперь и будем делать впредь. Это выгодно для общества. Это полезно для преступников."
Не для государства это выгодно, заметьте! — для самого общества. А для преступников — полезно. И будем делать впредь! И о чём же спорить?
Да и весь порядок сталинских десятилетий, когда прежде планировались строительства, а потом уже — набор преступников для них, подтверждает, что правительство как бы не сомневалось в экономической выгоде лагерей. Экономика шла впереди правосудия.
Но очевидно, что заданный во требует уточнения и расчленения:
— оправдывают ли себя лагеря в политическом и социальном смысле?
— оправдывают ли они себя экономически?
— самоокупаются ли они? (при кажущемся сходстве второго и третьего во здесь есть различие)?
На первый во ответить не трудно: для сталинских целей лагеря были прекрасным местом, куда можно было загонять миллионы — для испугу. Стало быть, политически они себя оправдывали. Лагеря были также корыстно-выгодны огромному социальному слою — несчётному числу лагерных офицеров: они давали им "военную службу" в безопасном тылу, спецпайки, ставки, мундиры, квартиры, положение в обществе. Также пригревались тут и тьмы надзирателей, и лбов-охранников, дремавших на лагерных вышках (в то время как тринадцатилетних мальчишек сгоняли в ремесленные училища). Все эти паразиты всеми силами поддерживали Архипелаг — гнездилище крепостной эксплуатации. Всеобщей амнистии боялись они как моровой язвы.