Снегурочка — героиня «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое время». Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это — идиллическое царство мира и согласия. Любовь — сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца — Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая». Дочь Весны и Мороза, С.— всем чужая. Она «не знает любви совсем». Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви». Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души», открывает С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» С. Ее «холодное сердце», познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». Ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу.
Снегурочка — героиня «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое время». Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это — идиллическое царство мира и согласия. Любовь — сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца — Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая». Дочь Весны и Мороза, С.— всем чужая. Она «не знает любви совсем». Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви». Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души», открывает С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» С. Ее «холодное сердце», познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». Ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу.
Объяснение:
Билет №1
1. Плутарх «Сравнительные жизнеописания». Александр и Цезарь.
2. А.С.Пушкин «Чаадаеву». Чтение наизусть и анализ стихотворения.
3. Семантика слова. Семантика словообразования. Семантика средств синтаксиса.
Билет №2
1. Ермолай Еразм «Житие Петра и Февронии». Образы Петра и Февронии.
2. Ф.И.Тютчев - поэт и дипломат. Чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося).
3. Изобразительные и выразительные возможности языка.
Билет №3
1. Сравнительный анализ «Лесной царь» И. В. Гёте (в различных версиях перевода)
2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин.
3. Лексические возможности языка.
Билет №4
1. «Маленький человек» в русской литературе («Бедная Лиза» Карамзина, «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Смерть чиновника» Чехова).
2. А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Мир природы и мир человека. Чтение наизусть и анализ стихотворения.
3. Тропы.
Билет № 5
1. Классицизм как направление в искусстве.
2. Образ Дон Кихота как человека чести и совести. Влияние «Дон Кихота» на мировую литературу.
3. Юмор и сатира. Средства создания комического.
Билет №6
1. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский «Узник». Сравнительный анализ стихотворений. Чтение наизусть (на выбор учащегося).
2. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Трагический подтекст комедии, где добро побеждает случайно.
3. Текст. Его содержание, тема, идея.
Билет №7
1. Сравнительная характеристика образа демона у Лермонтова, Пушкина («Демон», 1823), Гете (Мефистофель в «Фаусте», 1774—1831)
2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».
3. Великие художественные произведения.
Билет №8
1. Сравнительный анализ лермонтовского и пушкинского «Пророка»
(с чтением наизусть по желанию учащегося)
2. Н.В.Гоголь «Ревизор». Жизнь провинциального города в комедии.
3. Диалог и монолог в эпическом произведении.
Билет №9
1. Страницы жизни и творчества Н. А. Некрасова. Чтение наизусть (на выбор) с анализом прочитанного.
2. Тема «маленького человека» в литературе 19 и 20 века. Сравнительный анализ героев А. П. Чехова («Смерть чиновника»), Н. В. Гоголя («Шинель»).
3. Литературный герой, характер, образ.
Билет №10
1. «Город пышный, город бедный…». Петербург в литературе 19 века.
2. «Красный цветок» В.М.Гаршина как выражение протеста против всеобщей покорности злу.
3. Сюжет и композиция эпического произведения.
Билет № 11
1. Современное звучание чеховских рассказов.
2. А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…». Чтение наизусть и анализ стихотворения.
3. Рассказчик и автор в эпическом произведении.
Билет №12
1. А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Образ «маленького человека» в повести.
2. И. С. Тургенев в Петербурге. Особенность «тургеневской» девушки (по повести «Ася»).
3. Герой лирического произведения. Семантика слова в лирике.
Билет № 13
1. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва и проблема чести в повести.
2. Сравнение отношения Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева к русскому народу (на примере стихотворений по выбору учащегося).
3. Звуковая организация стихотворной речи.
Билет № 14
1. Н.В. Гоголь «Ревизор». Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна из кульминационных сцен комедии.
2. Жизнь и творчество А. Фета. Чтение наизусть по выбору учащегося.
3. «Игровые» формы поэзии.
Билет № 15
1. Н.В.Гоголь «Шинель». Реальное и фантастическое в повести.
2. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека».
3. Роль диалога в эпическом и драматическом произведении.
Билет № 16
1. Е.Л.Шварц «Дракон». Основные образы пьесы.
2. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Национальный характер в литературе. Чтение наизусть отрывка из поэмы.
3. Особенности передачи авторской точки зрения в трагедии и в комедии.
Билет № 17
1. Е.Л.Шварц «Дракон». Сравнительный анализ пьесы, спектакля и фильма (на основе собственных впечатлений).
2. Историческое и символическое в цикле «На поле Куликовом» А. Блока. Наизусть (по выбору)
3. Характер как обобщение жизненных явлений в драматическом произведении.
Билет № 18
1. Эпоха Просвещения. Общая характеристика.
2. С. Есенин. Особенность творчества. Наизусть из лирики по выбору.
3. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения.
Билет № 19
1. Жизнь русской деревни как одна из главных тем творчества И. Бунина.
2. Особенность поэзии военного времени. Чтение наизусть по выбору.
3. Влияние Библии на русскую литературу.
Билет № 20
1. М. Булгаков «Собачье сердце». «Шариковщина» как социальное явление.
2. Чтение наизусть с анализом стихотворения из цикла «О времени и о себе..» (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Д. Самойлов)
3. Мифологические образы в русской литературе.
Билет №21
1. М. А. Шолохов «Судьба человека». Автор и рассказчик в произведении.
2. Женские образы в изображении Тургенева, Некрасова и Солженицына.
3. Влияние фольклора на литературу.