Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.
Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отношения же с царями у поэта также были сложными. Но большую часть жизни Пушкин был скорее либералом, чем радикалом: его устраивала конституционная монархия, он гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию (“Моя родословная”) и считал его опорой государства, гарантом сохранности нравственных устоев и порядка. Обе эти идеи нашли отражение в повести “Капитанская дочка”. Пушкин показывает кровавый беспощадный бунт темной массы рабов, но в самой возможности его он обвиняет власть, неумение трезво оценивать ситуацию, идти навстречу требованиям истории.
Автор, заинтересовавшись историей русских бунтов, их природой, начинает собирать исторические факты и документы, едет в Оренбургскую губернию, изучает исторические документы и свидетельства, встречается со стариками и старухами, хранящими память о “великом государе Петре Федоровиче более всего Пушкина интересовала не фактическая сторона дела, а истоки восстания, психология его участников, в которой решающую роль играла вера в доброго царя, и личность человека, ставшего добрым царем для народа, — Пугачева.
Пугачев воспринимается простым народом как поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например, долыне'и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая романтизация или, в русском понимании, сказочность.
В появлении Пугачева перед Гриневым также есть сказочный элемент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. По-сказочному символичны сравнения Пугачева с орлом и львом.
Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.
Объяснение:
Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отношения же с царями у поэта также были сложными. Но большую часть жизни Пушкин был скорее либералом, чем радикалом: его устраивала конституционная монархия, он гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию (“Моя родословная”) и считал его опорой государства, гарантом сохранности нравственных устоев и порядка. Обе эти идеи нашли отражение в повести “Капитанская дочка”. Пушкин показывает кровавый беспощадный бунт темной массы рабов, но в самой возможности его он обвиняет власть, неумение трезво оценивать ситуацию, идти навстречу требованиям истории.
Автор, заинтересовавшись историей русских бунтов, их природой, начинает собирать исторические факты и документы, едет в Оренбургскую губернию, изучает исторические документы и свидетельства, встречается со стариками и старухами, хранящими память о “великом государе Петре Федоровиче более всего Пушкина интересовала не фактическая сторона дела, а истоки восстания, психология его участников, в которой решающую роль играла вера в доброго царя, и личность человека, ставшего добрым царем для народа, — Пугачева.
Пугачев воспринимается простым народом как поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например, долыне'и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая романтизация или, в русском понимании, сказочность.
В появлении Пугачева перед Гриневым также есть сказочный элемент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. По-сказочному символичны сравнения Пугачева с орлом и львом.