Девятнадцатый век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. Островский затронул в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Так же в пьесах Александр Николаевич открывает мир обмана и лжи, в котором за деньги покупается все: женщины, любовь, красота. И в этом мире нет счастливых людей.
В пьесе «Бесприданница» представлены две женские судьбы – матери и дочери. Харита Игнатьевна – мать Ларисы – имеет «небольшое состояние» и не может дать приданного дочери, поэтому она живет, открыто, всех принимает, ее дом всегда полон состоятельных мужчин. Одну свою дочь она выдала за кавказца, который из ревности вскоре убил свою жену. И теперь Харита Игнатьевна Лариса хочет найти более достойного мужа. Лариса – красивая женщина, прекрасно поет, играет на разных инструментах, поэтому у них в доме всегда приятная атмосфера, в которой можно прекрасно отдохнуть и получить удовольствие. Но за это удовольствие нужно платить, и Харита Игнатьевна часто своих гостей «просит то купить Ларисе подарок, то еще что-то. Обстановку, сложившуюся в доме Огудаловых, называют, цыганским табором, в котором Ларисе живется не легко, так как она натура утонченная, лирическая, чувствительная. Мать заставляет ее улыбаться гостям, петь песни и играть, любезничать с мужчинами. Лариса в этом «таборе» чувствует себя чужой, она хотела бы жить в более спокойной и домашней атмосфере, но здесь за нее принимают решения, распоряжаются ее судьбой, а мнение и чувства Ларисы никого не интересуют.
Среди круга мужчин, часто бывающих у Огударовых в доме, Лариса выделяет Паратова, считает его своим идеалом. Он – человек широкой души, коварный обольститель, готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Лариса любит его на столько, что едет гулять с ним по Волге, будучи невестой другого человека. Из-за своей доверчивости она считает Паратова благородным человеком, поэтому доверяет ему свою судьбу и надеется, что он на ней женится. Но Паратов оказывается не таким героем, каким его представляет себе Лариса, он оставляет ее ради выгоды и «женится» на миллионах. А с Ларисой он рад был лишь провести последние холостые дни.
Совершенно другой человек Карандышев, за которого Лариса собралась выйти замуж. Он не такой богатый и выгодный мужчина, как другие, окружающие Ларису. Карандышев, благодаря Ларисе Дмитриевне, хотел подняться в глазах Кнурова, Вожеватова и других, и доказать этим господам, что он не такой уж и простой, каким его считали. Лариса в его намерениях не замечает этой корыстной и глупой цели и считает, что он ее любит. Карандышев, сделав Ларисе Дмитриевне предложение, гордится и хватается тем, что она выбрала его, а не богачей, поэтому приглашает на обед Кнурова, Вожеватого и Паратова. Карандышев на обеде чувствует себя большим человеком и не замечает, что все его гости смеются над ним. Ларисе становится не выносимо видеть эти издевательства над своим женихом, а его хвастовство унижает ее, поэтому она больше не может находится с ним и уезжает.
В конце пьесы к Лариной приходит прозрение, Она понимает, что представляют собой окружающие люди, и что она значит для них, поэтому называет себя вещью, и таким образом, бросает вызов миру корысти и лжи. Лариса в этот момент отчаяния хочет бросится в Волгу, но у неё не хватает сил на такой решительный поступок. А Карандышев смог сделать то, чего не смогла она – он выстрелил в неё. Это он сделал, потому что Лариса его бросила и собиралась найти на содержание к Кнурову. Такого поражения для себя он не выдержал, и в порыве гнева сделал непоправимое. Этот выстрел для неё оказался от позора, избавлением от мук и страданий. Лариса благодарила своего за этот поступок и перед смертью простила всех.
В пьесах островского женские судьбы несчастливые, потому что женщины лишены свободы, они не могут принимать собственного решения. Если же в «Грозе» Катерина смогла бросить вызов этому миру, этим нравам, покончив с жизнью, то в «Бесприданнице» Ларисе не хватает сил для подобного решения. В пьесе – сказке «Снегурочка» героиня не полюбить, но когда в дар от своей матери в дар прекрасное чувство любовь, то сразу погибает. Катерина, Лариса и Снегурочка за право любить платят очень дорогую цену: Жизнь.
Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича, и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние, наконец, восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа - и въехал прямо на двор.
В это время больной сидел в спальней у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его - багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Сын его, сидевший тут же за хозяйственными книгами, поднял голову и поражен был его состоянием. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся - и вдруг упал. Сын бросился к нему, старик лежал без чувств и без дыхания - паралич его ударил.
- Скорей, скорей в город за лекарем! - кричал Владимир.
- Кирила Петрович спрашивает вас, - сказал вошедший слуга.
Владимир бросил на него ужасный взгляд.
- Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора - пошел. Слуга радостно побежал исполнить приказание своего барина; Егоровна всплеснула руками.
- Батюшка ты наш,- сказала она пискливым голосом, - погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас.
- Молчи, няня, - сказал с сердцем Владимир, - сейчас пошли Антона в город за лекарем.
Егоровна вышла.
Дворня с шумом толковала о сем происшествии. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался».
Эпизод 2
Похороны совершились на третий день. Церковь полна была кистеневскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему. Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился - но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом - за ним и все дворовые - принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком. Владимир и тех же 3 слуг понесли его на кладбище - в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу - все присутствующие бросили в нее по горсти песку - яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистеневскую рощу.
Эпизод 3
Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, - он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки - в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев - и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться - он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.
Эпизод 4
Приближаясь, увидел он множество народа: крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. У сарая стояли две тройки. На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках, казалось, о чем-то толковали.
- Что это значит, - спросил он сердито у Антона, который бежал ему навстречу. -Это кто такие, и что им надобно?
- Ах, батюшка Владимир Андреевич, - отвечал старик, задыхаясь,- суд приехал. Отдают нас Троекурову, отымают нас от твоей милости!..
Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. - Отец ты наш, - кричали они, целуя ему руки, - не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, государь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим. Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его.
- Стойте смирно, - сказал он им, - а я с приказными переговорю.
- Переговори, батюшка, - закричали ему из толпы, - да усовести окаянных.
Девятнадцатый век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. Островский затронул в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Так же в пьесах Александр Николаевич открывает мир обмана и лжи, в котором за деньги покупается все: женщины, любовь, красота. И в этом мире нет счастливых людей.
В пьесе «Бесприданница» представлены две женские судьбы – матери и дочери. Харита Игнатьевна – мать Ларисы – имеет «небольшое состояние» и не может дать приданного дочери, поэтому она живет, открыто, всех принимает, ее дом всегда полон состоятельных мужчин. Одну свою дочь она выдала за кавказца, который из ревности вскоре убил свою жену. И теперь Харита Игнатьевна Лариса хочет найти более достойного мужа. Лариса – красивая женщина, прекрасно поет, играет на разных инструментах, поэтому у них в доме всегда приятная атмосфера, в которой можно прекрасно отдохнуть и получить удовольствие. Но за это удовольствие нужно платить, и Харита Игнатьевна часто своих гостей «просит то купить Ларисе подарок, то еще что-то. Обстановку, сложившуюся в доме Огудаловых, называют, цыганским табором, в котором Ларисе живется не легко, так как она натура утонченная, лирическая, чувствительная. Мать заставляет ее улыбаться гостям, петь песни и играть, любезничать с мужчинами. Лариса в этом «таборе» чувствует себя чужой, она хотела бы жить в более спокойной и домашней атмосфере, но здесь за нее принимают решения, распоряжаются ее судьбой, а мнение и чувства Ларисы никого не интересуют.
Среди круга мужчин, часто бывающих у Огударовых в доме, Лариса выделяет Паратова, считает его своим идеалом. Он – человек широкой души, коварный обольститель, готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Лариса любит его на столько, что едет гулять с ним по Волге, будучи невестой другого человека. Из-за своей доверчивости она считает Паратова благородным человеком, поэтому доверяет ему свою судьбу и надеется, что он на ней женится. Но Паратов оказывается не таким героем, каким его представляет себе Лариса, он оставляет ее ради выгоды и «женится» на миллионах. А с Ларисой он рад был лишь провести последние холостые дни.
Совершенно другой человек Карандышев, за которого Лариса собралась выйти замуж. Он не такой богатый и выгодный мужчина, как другие, окружающие Ларису. Карандышев, благодаря Ларисе Дмитриевне, хотел подняться в глазах Кнурова, Вожеватова и других, и доказать этим господам, что он не такой уж и простой, каким его считали. Лариса в его намерениях не замечает этой корыстной и глупой цели и считает, что он ее любит. Карандышев, сделав Ларисе Дмитриевне предложение, гордится и хватается тем, что она выбрала его, а не богачей, поэтому приглашает на обед Кнурова, Вожеватого и Паратова. Карандышев на обеде чувствует себя большим человеком и не замечает, что все его гости смеются над ним. Ларисе становится не выносимо видеть эти издевательства над своим женихом, а его хвастовство унижает ее, поэтому она больше не может находится с ним и уезжает.
В конце пьесы к Лариной приходит прозрение, Она понимает, что представляют собой окружающие люди, и что она значит для них, поэтому называет себя вещью, и таким образом, бросает вызов миру корысти и лжи. Лариса в этот момент отчаяния хочет бросится в Волгу, но у неё не хватает сил на такой решительный поступок. А Карандышев смог сделать то, чего не смогла она – он выстрелил в неё. Это он сделал, потому что Лариса его бросила и собиралась найти на содержание к Кнурову. Такого поражения для себя он не выдержал, и в порыве гнева сделал непоправимое. Этот выстрел для неё оказался от позора, избавлением от мук и страданий. Лариса благодарила своего за этот поступок и перед смертью простила всех.
В пьесах островского женские судьбы несчастливые, потому что женщины лишены свободы, они не могут принимать собственного решения. Если же в «Грозе» Катерина смогла бросить вызов этому миру, этим нравам, покончив с жизнью, то в «Бесприданнице» Ларисе не хватает сил для подобного решения. В пьесе – сказке «Снегурочка» героиня не полюбить, но когда в дар от своей матери в дар прекрасное чувство любовь, то сразу погибает. Катерина, Лариса и Снегурочка за право любить платят очень дорогую цену: Жизнь.
Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича, и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние, наконец, восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа - и въехал прямо на двор.
В это время больной сидел в спальней у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его - багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Сын его, сидевший тут же за хозяйственными книгами, поднял голову и поражен был его состоянием. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся - и вдруг упал. Сын бросился к нему, старик лежал без чувств и без дыхания - паралич его ударил.
- Скорей, скорей в город за лекарем! - кричал Владимир.
- Кирила Петрович спрашивает вас, - сказал вошедший слуга.
Владимир бросил на него ужасный взгляд.
- Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора - пошел. Слуга радостно побежал исполнить приказание своего барина; Егоровна всплеснула руками.
- Батюшка ты наш,- сказала она пискливым голосом, - погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас.
- Молчи, няня, - сказал с сердцем Владимир, - сейчас пошли Антона в город за лекарем.
Егоровна вышла.
Дворня с шумом толковала о сем происшествии. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался».
Эпизод 2
Похороны совершились на третий день. Церковь полна была кистеневскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему. Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился - но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом - за ним и все дворовые - принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком. Владимир и тех же 3 слуг понесли его на кладбище - в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу - все присутствующие бросили в нее по горсти песку - яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистеневскую рощу.
Эпизод 3
Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, - он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки - в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев - и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться - он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.
Эпизод 4
Приближаясь, увидел он множество народа: крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. У сарая стояли две тройки. На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках, казалось, о чем-то толковали.
- Что это значит, - спросил он сердито у Антона, который бежал ему навстречу. -Это кто такие, и что им надобно?
- Ах, батюшка Владимир Андреевич, - отвечал старик, задыхаясь,- суд приехал. Отдают нас Троекурову, отымают нас от твоей милости!..
Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. - Отец ты наш, - кричали они, целуя ему руки, - не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, государь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим. Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его.
- Стойте смирно, - сказал он им, - а я с приказными переговорю.
- Переговори, батюшка, - закричали ему из толпы, - да усовести окаянных.
Объяснение: