В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,—
Золотых, стальных, алмазных,—
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,—
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду,—
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Письменно ответить на во Как вы поняли смысл названия стихотворения В. Брюсова «Труд»?
В стихотворении восемь строф, и в каждой из них повторяется слово «труд». Попробуйте дать комментарий к употреблению этого слова во всех четверостишиях. Найдите все эпитеты, которые относятся к слову «труд».
Прокомментируйте фразу: «Все искусства, знанья, книги – Воплощенные труды!»
Определите средства выразительности в следующих отрывках:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А. Пушкин)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы… (Б. Пастернак)
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А. Ахматова)
весенний и тлетворный дух. (А. Блок)
1.Оксюморон
2. Гипербола
3. Сравнение
4. Анафора
Просветленный
Мы пьем из чаши бытия с закрытыми глазами.. . Лермонтов
Выткался на озере алый цвет зари.. . Есенин
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины Есенин
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб? Маяковский
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец Пушкин
Упиваясь неприятно хмелем светской суеты Пушкин
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье Заболоцкий
Отчего ты сегодня бледна?
Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна Ахматова
Всей бессонницей я тебя люблю!
Всей бессонницей я тебе внемлю Цветаева
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень Рубцов.
Чем живет человек на войне, его мысли, чувства, поступки, переживания – все это легло в основу произведений В. П. Некрасова, в основу его рассказа «Сенька» . В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны.
На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.
В начале произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов, которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет “вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с окружающим миром, обрываются.
Композиция рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он провалился после предательского выстрела в руку.
Четвёртая палатка, где оказывается Сенька , — это своеобразное символическое изображение его души. Сначала он находится в палатке наедине с таким же самострельщиком Ахрамеевым, то есть его душа заполнена только предательством. Затем палатка постепенно наполняется ранеными бойцами, так же, как и душа Сеньки болью, раскаянием и желанием искупить свою вину.
Автор предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу” кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек, среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира, воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками, выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае, как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.