Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт XIX века. Он продолжал литературные традиции поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Некрасов возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х годов, воспел народную жизнь, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. "Я лиру посвятил народу своему", - сказал о себе поэт. Его лира пробуждала в народе веру в лучшее будущее, призывая к борьбе за свободу.
Стихотворение "Железная дорога", написанное в 1864 году, - одно из самых социально насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт откликнулся на послереформенные явления в жизни страны. В то время новым и очень доходным делом было строительство железных дорог. Важные правительственные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно, нещадно эксплуатировался труд рабочих людей - вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки, нищих, разоренных реформой крестьян, которые еще тесно связаны с деревней, но постепенно превращаются в пролетариат.
В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель - царский ставленник и казнокрад, а не народ - оборванные мужики, согнанные на строительство "чугунки" голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, - это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Но у крестьянства есть и отрицательные стороны. Например, покорность судьбе. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем "пору прекрасную". В самые тяжелые годы разгрома освободительного движения поэт писал:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью проложит дорогу себе.
Эти строки звучали призывом к продолжению борьбы. Молодые революционеры зачитывались этими стихами и души их рвались в бой за русский народ.
В своем произведении Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему - роль капитализма в развитии России. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение - с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы - с идейной направленностью.
Образы в "Железной дороге" наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво - таким, каков он есть в Действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.
— Бороться и искать, найти и не сдаваться. — Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость – все начинает лететь, лететь и меняется быстрее, чем успеешь заметить. — Юность кончается не в один день — этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно — так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. — За горем приходит радость, за разлукой - свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле. — Небо меня не подведет. Вот за землю я не ручаюсь. — Если быть - так быть лучшим! — Нужно выбирать ту профессию, в которой ты проявить все силы души. — Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить. — Страсть сама по себе счастье, и заглушать ее в себе, бороться с ней – что может быть глупее? — … Любовь — это, в сущности, простейший познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Её-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум. — Устала я не от труда, а от борьбы с собственной душой. Не умею я применяться к жизни, все хочется приложить к ней свое, а это «свое», воспитанное в мечтах, слишком хрупко и разлетается на куски при первом же столкновении. — Когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят: ничего не поделаешь — помещение занято. — Я легко забываю языки, а с языком теряешь душу народа. — «Дом» - это ведь не хозяйство, не «совместное квартирование», как ты говорил, даже не дети. «Дом» - это когда друг от друга ничего не скрывают. — Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!
Стихотворение "Железная дорога", написанное в 1864 году, - одно из самых социально насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт откликнулся на послереформенные явления в жизни страны. В то время новым и очень доходным делом было строительство железных дорог. Важные правительственные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно, нещадно эксплуатировался труд рабочих людей - вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки, нищих, разоренных реформой крестьян, которые еще тесно связаны с деревней, но постепенно превращаются в пролетариат.
В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель - царский ставленник и казнокрад, а не народ - оборванные мужики, согнанные на строительство "чугунки" голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, - это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Но у крестьянства есть и отрицательные стороны. Например, покорность судьбе. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем "пору прекрасную". В самые тяжелые годы разгрома освободительного движения поэт писал:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью проложит дорогу себе.
Эти строки звучали призывом к продолжению борьбы. Молодые революционеры зачитывались этими стихами и души их рвались в бой за русский народ.
В своем произведении Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему - роль капитализма в развитии России. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение - с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы - с идейной направленностью.
Образы в "Железной дороге" наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво - таким, каков он есть в Действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.
— Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость – все начинает лететь, лететь и меняется быстрее, чем успеешь заметить.
— Юность кончается не в один день — этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно — так незаметно, что с нею не успеваешь проститься.
— За горем приходит радость, за разлукой - свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле.
— Небо меня не подведет. Вот за землю я не ручаюсь.
— Если быть - так быть лучшим!
— Нужно выбирать ту профессию, в которой ты проявить все силы души.
— Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить.
— Страсть сама по себе счастье, и заглушать ее в себе, бороться с ней – что может быть глупее?
— … Любовь — это, в сущности, простейший познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Её-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум.
— Устала я не от труда, а от борьбы с собственной душой. Не умею я применяться к жизни, все хочется приложить к ней свое, а это «свое», воспитанное в мечтах, слишком хрупко и разлетается на куски при первом же столкновении.
— Когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят: ничего не поделаешь — помещение занято.
— Я легко забываю языки, а с языком теряешь душу народа.
— «Дом» - это ведь не хозяйство, не «совместное квартирование», как ты говорил, даже не дети. «Дом» - это когда друг от друга ничего не скрывают.
— Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!