В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем! Как понимаете выражение героини?
6. Как бабка обращалась к зятю?
7. Какую работу по дому выполняла героиня?
8. В какие часы Борька чувствовал героиню близким ему человеком?
9. Кого героиня прочитать газету?
10. Какой случай заставил Борьку задавать героине один и тот же во Героиня говорила, что по морщинам можно читать…. Что прочитать можно по морщинам?
12. Что за заветный предмет был ум героини?
13. Где были спрятаны ключи от заветного предмета?
14.Героиня была неграмотной (даже не знала букв)Зато какая речь у нее была?
15. Приведите 3 примера из текста выражений героини.
А) Б) В)
16. Какие пословицы подходят к рассказу. Запиши одну пословицу.
17.Как вы думаете, какие выводы сделал Борька после смерти бабушки?
18. Я предлагаю вам написать свое маленькое продолжение рассказа, мне кажется, что автор что-то недосказал. А вы как думаете? Напишите свой ответ.
В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем! Как понимаете выражение героини?
6. Как бабка обращалась к зятю?
7. Какую работу по дому выполняла героиня?
8. В какие часы Борька чувствовал героиню близким ему человеком?
9. Кого героиня прочитать газету?
10. Какой случай заставил Борьку задавать героине один и тот же во Героиня говорила, что по морщинам можно читать…. Что прочитать можно по морщинам?
12. Что за заветный предмет был ум героини?
13. Где были спрятаны ключи от заветного предмета?
14.Героиня была неграмотной (даже не знала букв)Зато какая речь у нее была?
15. Приведите 3 примера из текста выражений героини.
А) Б) В)
16. Какие пословицы подходят к рассказу. Запиши одну пословицу.
17.Как вы думаете, какие выводы сделал Борька после смерти бабушки?
18. Я предлагаю вам написать свое маленькое продолжение рассказа, мне кажется, что автор что-то недосказал. А вы как думаете? Напишите свой ответ.
Скрытый конфликт-это ненужность людей,безразличие к чужой судьбе,будь то человек или зверь.Судьба старика никому не интересна,он не находит сострадания у людей,как и волчонок,которого Кукушка принёс на погибель ,как игрушку для барчуков от гибели волка,Кукушка понял свою схожесть со зверем,к которому люди равнодушны и беспощадны.Волк ушёл в лес,Кукушку нашли замёрзшим и все о них забыли,как и не было их на земле.Это основная проблема рассказа,человек должен оставить о себе память,след на земле,иначе жизнь напрасна.
На что же направлены сатирические стрелы в сказках Салтыкова-Щедрина?
Вот сказка “Премудрый пескарь”, повествующая о пескаре, который всю жизнь прожил в страхе, который ни о ком не думал, кроме себя. Перед смертью ему дается запоздалое прозрение: он понимает, как недостойно и мелко прожил свою жизнь (“Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто”.) Разумеется, дело тут не в пугливой маленькой рыбке, осторожность которой выработана тысячелетиями борьбы за выживание. У Салтыкова-Щедрина пескарь — символ обывателя, мещанина (в духовном смысле), человека жить только заботой о себе. Почувствовать сатирическую направленность своей сказки писатель разными приемами. Так, он осторожно колеблет грань между миром животных и людей: с одной стороны, пескарь живет в реке, под камнем, а с другой — он мечтает “что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл”. Для сбережения своей жизни пескарь “в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”. Так и видишь при этих словах какого-нибудь “маленького человека”, Акакия Акакиевича, который не мог позволить себе этих маленьких радостей. Но ведь и Гоголь не мог позволить себе сатирического отношения в своему герою...Таким образом, сказка “Премудрый пескарь” клеймит людей, “маленькую” жизнь которых можно исчерпать формулой: “...жил — дрожал, умирал — дрожал”.
Другой пример щедринской сатиры — сказка “Дикий помещик”, в которой высмеивается брезгливо-высокомерное отношение помещиков к крестьянам. Помещик, скорбевший, что “очень уж много развелось в нашем царстве мужика”, после исчезновения крестьян все больше и больше опускается и, наконец, превращается в животное. Здесь мы встречаемся с другим сатирическим приемом Салтыкова-Щедрина — гротеском: чтобы сильнее показать паразитирующий характер дворянского сословия, писатель доводит до фантастического преувеличения не помещика самостоятельно заботиться о себе. С исчезновением крестьян помещик дичает.
Одна из наиболее известных сказок Салтыкова-Щедрина — “Как один мужик двух генералов прокормил”. Здесь высмеиваются два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове и обнаружившие там свою почти детскую бес в быту и недетскую пронырливость в деле закрепощения мужика. На благословенном острове полно еды: на деревьях растут фрукты, в лесу полно дичи. Но генералы уже органически не трудиться, да и к тому же в их представлении физический труд — некая унизительная для “их превосходительств” подробность жизни, для которой надо поскорее сыскать “мужика”. Однако объектом сатиры в этой сказке оказываются не только тунеядцы-генералы, но и сам мужик, принимающий как должное свою рабскую зависимость от ничтожных генералов. “Довольны ли вы, господа генералы?” — этот вопрос являет собой главную заботу мужика, убежденного, что важнейшая цель его жизни — всячески угождать своим господам. Символическая деталь — веревочка, которую мужик сам свил и сам себя привязал по приказанию генералов, чтобы убежать невозможно было.
Сатире Салтыкова-Щедрина часто приписывают социальную направленность: обличение помещиков, чиновников, мещан, лишенных гражданской позиции. Однако за сто с лишним лет сказки писателя, к сожалению, не потеряли своей злободневности. Видимо, за утраченными ныне социальными характеристиками у писателя оказываются вещи более глубокие: духовное рабство, желание жить за чужой счет, эгоцентризм, презрение к личности.