Валентин Распутин (1937 – 2015 гг) «Василий и Василиса» (1967 г.)
Во к рассказу:
1. Что означает фраза «она прикидывает день на вес»?
2. На что делится день у Василисы и почему на это?
3. Что ей заменяет удовольствие?
4. Какие оттенки имеют вздохи Василисы? Приведите примеры из текста.
5. Опишите «общение» между Василисой и Василием? Кто они друг другу?
6. На какие категории делятся все лентяи у Василисы? Опишите их.
7. Сколько лет живет Василий в амбаре («склад») и почему там?
8. Что означает молчание для Василисы и Василия?
9. Без чего не может жить Василий и почему?
10. Чем Василий занимается? Летом?
11. Сколько лет главным героям лет на начало повествования рассказа?
12. Почему Василиса не разговаривает с Василием? Сколько?
13. Сколько лет они прожили вместе до того случая, который их развёл? (№ 12!)
14. Какая война началась в рассказе? Опишите кратко проводы на эту войну Василия и его возвращение домой?
15. Куда Василий уезжает после войны и зачем?
16. Почему над рекой Ангарой летом стоит дым? Подтвердите ваш ответ словами из текста.
17. Что такое сенокос? Когда начинается «личный сенокос»? Для чего?
18. Объясните фразу «успевай отбивать литовки».
19. По какой примете определяется плохая погода – ненастье?
20. Как Василий решил изменить свою жизнь?
21. Кто такая Александра? Каково отношение к ней деревенских жителей?
22. Какова реакция Василисы на «нового члена семьи» в начале их «знакомства» и в конце рассказа?
23. Что для Василисы как «нож острый по сердцу»? Почему?
24. Чего стал бояться Василий, когда заболел?
25. Что такое «домовище»? Выпишите фразу из рассказа, где об этом идет речь.
26. Опишите кратко последнюю встречу Василисы и Василия ли Василиса Василия? Почему? За что она должна была его Что происходит с главными героями в конце рассказа?
29. Как вы думаете, что общего может быть в образе Василисы с Катериной из пьесы А. Островского «Гроза»?
30. 30. В чём суть (основная мысль) рассказа В. Распутина «Василий и Василиса»?
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
Сострадание и сочувствие присуще сильным людям, готовым делиться своим временем и возможностями с другими людьми. Такие люди могут и защитить, и заступиться за слабого. Такого человека в жизни не хватало Юшке, хотя он этого никому не показывал и не рассказывал. После смерти главного героя народ понял, каким же добрым человеком был Юшка. Он отдавал еду, деньги сироте, а сам пил воду и ходил в обносках. Человек, некрасивый снаружи, может быть красив душой, каким и был главный герой рассказа Юшка. Он был убежден - нужны в жизни и сочувствие, и сострадание.
Люди, которые обижают людей слабее себя – не личности. Это слабые и гнилые внутри натуры. Человек, считающий себя личностью и человеком чести, никогда никого не обидит. А обидев ненароком, попросит прощения. Как же так получилось, что дети обижали человека - больного, который по возрасту был ровесником их родителям? Потому что его обижали и взрослые. А когда он умер, злобу вымещать было не на кого, и они стали ругаться между собой
Вывод: Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?
Конечно, нужны. Без них человек становится злым, грубым, отшельником. Он не доверяет людям и боится любого действия с их стороны. Неумение сострадать приводит к страшным и непоправимым последствиям. Жестокостью характера можно убить человека, задавить как личность, сломать