Василь Стефаник "Камінний хрест"
4.Важка праця зігнула Івана Дідуха в дугу, то в селі його називали
А) «Переламаний»; Б) «Зігнутий»; В) «Поламаний»; Г) «Каліка»
5. Прийшовши з війська, Іван Дідух застав…
А) гарне господарство, яке йому залишили батьки; Б) великі боргові зобов'язання батьків;
В) завалену хату й смерть тата й мами; Г) наділ землі
6. Іван Дідух любив істи…
А) біля столу; Б) на лаві; В) на возі; Г) у полі.
7. Іван за аздів до своєі хати, бо
А) від’їжджав з родиною до Канади; Б) зібрав гарний урожай;
В) справляв весілля; Г) зустрічав гостей Канади.
8. Деякі селяни радили Іванові Дідухові не дуже хвилюватися за цим краєм, бо…
А) заможні ґазди не сумують; Б) там буде краще;
В) ця земля не годна стільки людей прогодувати; Г) заможним повернеться з Канади.
9. Іван Дідух поклав собі на своєму горбі хрест камінний, щоб…
А) земля належала йому; Б) пам'ять по собі залишити;
В) оберігав село; Г) був дороговказом подорожнім
10. Перед від’їздом Іван звернувся до громади з проханням, щоб…
А) не минали його горба, коли святять поле; Б) не забували його родину;
В) листи писали; Г) горба забрала громада
11. Ґазда Іван для себе й дружини замовив музику словами:
А) - Гопака мені грай, по-панськи...; Б) - Польки мені грай, по-панськи...;
В) - Коломийки мені грай, по-панськи...; Г) - Вальса мені грай, по-панськи…
12. Коли покидали село, Іван Дідух показував старій хрест зі словами:
А) - Там є вибито і твоє намено...є і моє, і твоє...; Б) - На новому місці заживемо краще...;
В) - Не хвилюйся, повернемося на цю землю...; Г) - Не журися, хоч дітям буде щастя...
в 1741 г. в своей работе «элементы » ломоносов изложил свою корпускулярную теорию строения вещества. согласно этой теории, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек. эти частички неделимы и способны сцепляться друг с другом. а все свойства веществ зависят от свойств этих частичек. мелкие частицы ломоносов назвал элементами, а крупные – корпускулами. закон сохранения материи до ломоносова считалось, что постоянным в природе остаётся лишь количество механического движения. ломоносов же был убеждён, что если материя убывает где-то в одном месте, то она непременно прибавится в другом. закон сохранения материи и движения, сформулированный ломоносовым, является всеобщим законом естествознания. ломоносов считал, что в природе всё происходит так, что если что-то к чему-то прибавилось, то в другом месте это отнимается у чего-то другого. так, если мы увеличиваем время сна, то мы уменьшаем время бодрствования и т.д. исследование световых и цветовых явлений ломоносов считал, что всё мировое пространство заполнено эфиром. а частицы эфира, как и все корпускулы материального мира, находятся в движении. и это движение бывает трёх видов: поступательное, вращательное и колебательное. и разные виды движений разные виды явлений. вращательное движение частиц является источником тепла, а колебательное – источником света. электричество в те времена существовало убеждение, что электричество – это «невесомый флюид», какая-то мифическая жидкость, которая переливается в электризуемое тело. ломоносов же считал, что электричество - это движение мельчайших частичек материальной субстанции - эфира. он предполагал, что все природные явления: , тепловые, световые и электрические - имеют одинаковую природу. и все они вызываются движением различных частиц материи в эфире. большой вклад ломоносов внёс в изучение происхождения грозовых разрядов. он доказал с экспериментов, что они имеют электрическую природу. ломоносов утверждал, что атмосферное электричество возникает в результате трения капелек воды с пылинками и другими воздушными частичками при перемещении вертикальных восходящих и нисходящих потоков воздуха. опыты по и м.в. ломоносов проводил в своей лаборатории, которая была открыта в 1748 г. при академии наук. ломоносов был одним из величайших новаторов в всех времен. он по-новому осознал роль и значение , ее место среди наук, изучающих природу. он впервые стал называть наукой, в то время как западноевропейские еще определяли ее как «искусство разложения тел смешанных на их составные части или искусство соединения составных частей в тела» ломоносов имел отчетливое представление о чистом веществе и реактиве, о чем почти не помышляли западные и отчего происходила постоянная путаница в опытах. ломоносов же еще в 1745 году, составляя план лаборатории, выдвигал непременным условием для успешного исследования наличие чистых веществ и реактивов. 1741 - 50 гг м. в. ломоносов дал определение элемента (атома) , корпускулы (молекулы) , простых и смешанных веществ и начал разработку своей корпускулярной теории (1741). сформулировал основные положения молекулярно-кинетической теории теплоты (1744). открыл закон сохранения массы веществ (1745). наблюдал явление пассивации металлов в конц. hno3 прикладной что-то там - хз
сказание повествует об осаде города белгорода войском печенегов - дикого, кровожадного и хищнического степного народа. изнурённые голодом жители решают сдаться чужеземцам, но некий старик отговаривает их от этого и вразумляет, как перехитрить врагов. горожане варят кисель, заполняют им городской колодец, а затем показывают этот колодец печенежским послам, утверждая, что "сама земля рождает пищу для них", и поэтому осада бессмысленна. удивлённые печенеги отступают от города. здесь сокрыта насмешка над дикими, непросвещёнными степняками; автор утверждает своим соотечественникам, что не должны покорятся недолюдям - чужеземцам.
"сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью.