Жизнь федора достоевского была трагичной, и, быть может, трагизм его собственной судьбы ему ощутить такие глубины трагического в мире и в человеке, которые большинство людей не может, или не желает видеть. трудная жизнь в бедности, каждодневный труд на износ, тяжелое нервное расстройство, вынесенный в юности смертный приговор за участие в социалистическом кружке (приговор был изменен в последнюю минуту перед расстрелом и заменен каторгой) , нелегкие годы, проведенные в сибири, затем разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского бога и жажда верить в него – так складывался жизненный путь писателя. значительную часть своей жизни достоевский прожил в петербурге – городе, где россия и европа соединились, переплелись и сошлись в противоборстве и, можно сказать, что он был во многом петербургским писателем. величавые громады дворцов над реками и каналами, гранитные набережные, правильные прямые проспекты, прекрасные памятники и, рядом с этим величием и великолепием, - чахоточный туман, грязные “доходные” дома, где в жалких каморках, в мрачной сырой атмосфере сгущающихся сумерек , мучаются, сходят с ума “униженные и оскорбленные” “бедные люди” – герои достоевского. нередко достоевского называют “жестоким талантом”, а его мировоззрение характеризуют как “философию трагедии”. весь свой гений достоевский посвятил раскрытию тайны человека. он так и писал: “человек есть тайна. ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. существование бога и предназначение человека для героев достоевского – не просто “точки зрения”, но вопросы жизни и смерти. в относительно спокойном, еще самодовольно верящем в прогресс, науку и разум, но уже не верящем в бога, xix веке, достоевский (задолго до фрейда, открывшего бессознательное) , указывает на скрытую в человеке склонность к агрессии, на утрату современным человеком смысла жизни, на одиночество и трагизм человеческого существования, сильнейшую внутреннюю борьбу. “дьявол с богом борется, а поле битвы – сердце человека”, говорит писатель. герои достоевского – мятущиеся натуры, всегда пребывающие в дисгармонии, в “надрыве”, одержимые “проклятыми вопросами”, неспособные к мещански-равнодушной жизни, жаждущие переделать мир, спасти человечество, выходящие за рамки общепринятых норм, “золотой” - благодушной и безопасной, - “середины”. подобно другим пророкам, своим современникам – кьеркегору и ницше, достоевский больше созвучен катастрофизму хх века, чем своему времени. в человеке есть много такого, о чем он сам и не подозревает и что писатель называет “подпольем”. эта тайная, подсознательная жизнь человека выступает то в виде его “двойника” (например, смердяков – брат и двойник ивана карамазова) , то в виде “подпольного человека” (повесть “записки из подполья”). важнейшие для человека проблемы писатель разрешает не путем рассуждения, а через поступки, через судьбу своих персонажей. этим героям (даже порой лично ему малосимпатичным) достоевский дает возможность высказаться в полную меру, показать всю логику своих мыслей и следующих за ними действий. поэтому-то герои – “разрушители” и “отрицатели”, одержимые страстями, гордыней, неверием, - иван карамазов, родион раскольников – выглядят убедительно и по-своему привлекательно. они зачастую правдоподобнее и глубже, чем “положительные” персонажи достоевского – соня мармеладова, князь мышкин, алеша карамазов или старец зосима. достоевский восстает против просветительского мифа о человеке, как прежде всего рассудочном существе, в котором рассудок отождествляется с добрым началом, а биологические инстинкты – со злым. зло в человеке (как и добро) таится не в одних биологических инстинктах, а в самом духе, в сердце человека, оно есть тоже явление духовного порядка. продолжение в комментариях.
Ну что ж Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.
2.Беседа по комедии. Опрос.
Обратимся к бессмертной комедии Гоголя. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
1)Что произошло в пьесе?
(Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)
2) Какое слово является центральным, главным?
(Слово «ревизор» является центральным. Оно вынесено в заголовок. Оно поминается в речах почти всех действующих лиц. С многократного повторения этого слова начинается 1 действие. «К нам едет ревизор.- Как ревизор?- Как ревизор?»
Ревизор для городничего – судья, который должен наказать его за грехи. А поскольку грехи, как и саму жизнь, посылает человеку Бог, то и ревизор чуть ли не посланник божий.)
3) Что является завязкой комедии?
( В комедии 2 завязки: 1- письмо Чмыхова, 2- сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде ревизора.)
4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
(Ввели в заблуждение рассказы Хлестакова о Петербурге, необычный вид, странное поведение «ревизора», глупость городничего, провинциальная узость чиновников)
5)Что является кульминацией комедии?
(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор- значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего депортаментом)
6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?
( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генрал-губернатора.)
7) Как характеризуют Хлестакова сцены объяснения в любви?
( В роли безумного влюбленного с головой уходит в игру пылкого , страстного, отчаянного героя романа.)
СЦЕНКА Действие 4 явление 12, 13.14
8) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?
( «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Это значит, что не прилагая никаких усилий, иметь власть, знакомства, известность, деньги. Стремление сыграть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь- сущность хлестаковщины)
9)Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?
( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.)
10) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?
( Городничий прощает купцов, так как не одному из них сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).
СЦЕНКА. Действие 4 . явление 15
Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются, поздравляют Марью Антоновну.
СЦЕНКА. Действие5, явление 5
11) Но тут почмейстер приносит письмо Хлестакова к кому?
( К Тряпичкину)
12) О чем это письмо?
Какую характеристику дает Хлестаков каждому из чиновников и городничему?
( Городничий глуп, как сивый мерин.
Почмейстер- подлец, пьет горькую.
Надзиратель за богоугодными заведениями Земляника- совершенная свинья в ермолке.
Смотритель училищ - протухнул насквозь луком.
Судья Ляпкин-Тяпкин - в сильнейшей степени люветок (человек дурного тона)
13) Итак, что является развязкой?
( Сообщение жандармского офицера о приезде ревизора- это катастрофа: к приезду ревизора городничий и его подчиненные не готовы)
14) Ситуация из комической перерастает в трагическую, когда городничий произносит фразу и какую?
( «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь…)
15) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?
( Сатира- это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.
Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.
Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.
Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья и элоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.
Вступительное слово учителя.
Ну что ж Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.
2.Беседа по комедии. Опрос.
Обратимся к бессмертной комедии Гоголя. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
1)Что произошло в пьесе?
(Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)
2) Какое слово является центральным, главным?
(Слово «ревизор» является центральным. Оно вынесено в заголовок. Оно поминается в речах почти всех действующих лиц. С многократного повторения этого слова начинается 1 действие. «К нам едет ревизор.- Как ревизор?- Как ревизор?»
Ревизор для городничего – судья, который должен наказать его за грехи. А поскольку грехи, как и саму жизнь, посылает человеку Бог, то и ревизор чуть ли не посланник божий.)
3) Что является завязкой комедии?
( В комедии 2 завязки: 1- письмо Чмыхова, 2- сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде ревизора.)
4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
(Ввели в заблуждение рассказы Хлестакова о Петербурге, необычный вид, странное поведение «ревизора», глупость городничего, провинциальная узость чиновников)
5)Что является кульминацией комедии?
(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор- значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего депортаментом)
6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?
( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генрал-губернатора.)
7) Как характеризуют Хлестакова сцены объяснения в любви?
( В роли безумного влюбленного с головой уходит в игру пылкого , страстного, отчаянного героя романа.)
СЦЕНКА Действие 4 явление 12, 13.14
8) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?
( «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Это значит, что не прилагая никаких усилий, иметь власть, знакомства, известность, деньги. Стремление сыграть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь- сущность хлестаковщины)
9)Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?
( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.)
10) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?
( Городничий прощает купцов, так как не одному из них сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).
СЦЕНКА. Действие 4 . явление 15
Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются, поздравляют Марью Антоновну.
СЦЕНКА. Действие5, явление 5
11) Но тут почмейстер приносит письмо Хлестакова к кому?
( К Тряпичкину)
12) О чем это письмо?
Какую характеристику дает Хлестаков каждому из чиновников и городничему?
( Городничий глуп, как сивый мерин.
Почмейстер- подлец, пьет горькую.
Надзиратель за богоугодными заведениями Земляника- совершенная свинья в ермолке.
Смотритель училищ - протухнул насквозь луком.
Судья Ляпкин-Тяпкин - в сильнейшей степени люветок (человек дурного тона)
13) Итак, что является развязкой?
( Сообщение жандармского офицера о приезде ревизора- это катастрофа: к приезду ревизора городничий и его подчиненные не готовы)
14) Ситуация из комической перерастает в трагическую, когда городничий произносит фразу и какую?
( «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь…)
15) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?
( Сатира- это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.
Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.
Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.
Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья и элоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.
Объяснение: