СОЧИНЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ В. М. ВАСНЕЦОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
Цели: развивать речь, наблюдательность, воображение, умение выборочно работать с текстом, логически последовательно излагать мысли.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя о художнике.
Имя художника Виктора Михайловича Васнецова мы уже упоминали при изучении былин («Богатыри»). Сегодня мы обратимся к иллюстрации Васнецова по «Песне…» Лермонтова. «Калашников убивает Кирибеевича».
В этом стихотворении дан динамичный, соответствующий настроению лирического героя образ природы. Образы природы вначале стихотворения очень подвижны: блестящие белые облака пробегают по голубому небу, внизу бежит река. Образ лирического героя, наоборот, статичен, неподвижен, его настроение - задумчиво и созерцательно. Мир ему видится жалким, а люди - ничтожными и слабыми. Он ропщет на судьбу, мечтает о любви, о единственном слове любви - ведь тогда мир вокруг него снова озарился бы яркими красками. Этот мотив очень характерен для творчества М.Ю.Лермонтова, также характерны образы облаков, бегущей реки, одинокого грустного странника.
Художественные приемы выразительности в этом стихотворении поэт применил такие:
Эпитеты: осенним солнцем, пришелец молодой, бледный лик, поблекнувшие листья, в однообразном северном краю.
Олицетворение: пробегают облака, река бежит, природа презирает их.
Инверсия: Холм крутой осенним солнцем озарен; бледный лик меняет часто цвет.
Сравнение: Мир как сад.
Лексический повтор: Чтобы никто, никто не смел сказать.
Риторические вопросы и восклицания: Чего он ищет здесь? — спокойствия? — о нет!
Прямая речь: «О! когда б одно люблю
Из уст прекрасной мог подслушать я,
Тогда бы люди, даже жизнь моя
В однообразном северном краю,
Все б в новый блеск оделось!»
Метафоры: Мир ... цветет — надев могильный свой наряд.
библиотека
материалов
СОЧИНЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ В. М. ВАСНЕЦОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
Цели: развивать речь, наблюдательность, воображение, умение выборочно работать с текстом, логически последовательно излагать мысли.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя о художнике.
Имя художника Виктора Михайловича Васнецова мы уже упоминали при изучении былин («Богатыри»). Сегодня мы обратимся к иллюстрации Васнецова по «Песне…» Лермонтова. «Калашников убивает Кирибеевича».
В этом стихотворении дан динамичный, соответствующий настроению лирического героя образ природы. Образы природы вначале стихотворения очень подвижны: блестящие белые облака пробегают по голубому небу, внизу бежит река. Образ лирического героя, наоборот, статичен, неподвижен, его настроение - задумчиво и созерцательно. Мир ему видится жалким, а люди - ничтожными и слабыми. Он ропщет на судьбу, мечтает о любви, о единственном слове любви - ведь тогда мир вокруг него снова озарился бы яркими красками. Этот мотив очень характерен для творчества М.Ю.Лермонтова, также характерны образы облаков, бегущей реки, одинокого грустного странника.
Художественные приемы выразительности в этом стихотворении поэт применил такие:
Эпитеты: осенним солнцем, пришелец молодой, бледный лик, поблекнувшие листья, в однообразном северном краю.
Олицетворение: пробегают облака, река бежит, природа презирает их.
Инверсия: Холм крутой осенним солнцем озарен; бледный лик меняет часто цвет.
Сравнение: Мир как сад.
Лексический повтор: Чтобы никто, никто не смел сказать.
Риторические вопросы и восклицания: Чего он ищет здесь? — спокойствия? — о нет!
Прямая речь: «О! когда б одно люблю
Из уст прекрасной мог подслушать я,
Тогда бы люди, даже жизнь моя
В однообразном северном краю,
Все б в новый блеск оделось!»
Метафоры: Мир ... цветет — надев могильный свой наряд.
Фразеологизм: у груди своей она змею согрела.