Пояснення:Рассказ «Микроскоп» - это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина, это «рассказ-судьба».
Проблематика
В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Андрей Ерин, работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.
Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.
Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.
Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.
За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.
Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.
Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.
Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы... купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.
Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.
Одна из самых странных и загадочных вещей в природе — это некоторых животных находить дорогу домой, иногда из самых отдаленных мест. И птицы не единственные, кто на это. Пчелы, рыбы возвращаются в определенное место после долгих путешествий.
Много экспериментов было проведено в попытке узнать, что заставляет птиц возвращаться домой. В одном таком эксперименте семь воробьев выпустили в 650 километрах от дома. Пять из них вернулись в свои гнезда. В другом случае один вид морской птицы перевезли с мест гнездования на морском побережье в Венецию на самолете. Когда же их выпустили, то они проделали путь назад. Если считать по прямой, то это 1500 километров.
Птичьи перелеты представляют еще более удивительный пример этой уникальной Существуют воробьи, каждый год возвращающиеся из Южной Африки в Англию. Но они не просто прилетают в эту страну каждой весной, но и стараются устроить гнездо там же, где и в году. А знаете ли вы, какой путь они проделывают обратно? Десять тысяч километров!
Но, оказывается, некоторые разновидности бабочек тоже являются перелетными. Они находят свой путь домой через много-много километров. В тропиках иногда можно наблюдать такую картину — огромное скопление бабочек летит в одном направлении. Они могут преодолеть тысячи километров и больше, а в следующем сезоне опять вернуться.
Несмотря на все усилия, сделанные для того, чтобы объяснить, как эти создания находят дорогу домой, мы до сих пор не знаем этого. Так как многие птицы во время перелетов преодолевают огромные пространства воды, нельзя объяснить эту их использованием каких-то ориентиров. Если просто сказать, что у них «инстинкт», то это вряд ли удовлетворит нас. Причиной таких перелетов является поиск необходимых условий для получения пищи и воспроизводства потомства. Но сигналы и путеводители, которые они используют при полетах, до сих пор остаются для человека тайной!
Відповідь:
Пояснення:Рассказ «Микроскоп» - это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина, это «рассказ-судьба».
Проблематика
В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Андрей Ерин, работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.
Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.
Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.
Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.
За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.
Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.
Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.
Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы... купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.
Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.
Одна из самых странных и загадочных вещей в природе — это некоторых животных находить дорогу домой, иногда из самых отдаленных мест. И птицы не единственные, кто на это. Пчелы, рыбы возвращаются в определенное место после долгих путешествий.
Много экспериментов было проведено в попытке узнать, что заставляет птиц возвращаться домой. В одном таком эксперименте семь воробьев выпустили в 650 километрах от дома. Пять из них вернулись в свои гнезда. В другом случае один вид морской птицы перевезли с мест гнездования на морском побережье в Венецию на самолете. Когда же их выпустили, то они проделали путь назад. Если считать по прямой, то это 1500 километров.
Птичьи перелеты представляют еще более удивительный пример этой уникальной Существуют воробьи, каждый год возвращающиеся из Южной Африки в Англию. Но они не просто прилетают в эту страну каждой весной, но и стараются устроить гнездо там же, где и в году. А знаете ли вы, какой путь они проделывают обратно? Десять тысяч километров!
Но, оказывается, некоторые разновидности бабочек тоже являются перелетными. Они находят свой путь домой через много-много километров. В тропиках иногда можно наблюдать такую картину — огромное скопление бабочек летит в одном направлении. Они могут преодолеть тысячи километров и больше, а в следующем сезоне опять вернуться.
Несмотря на все усилия, сделанные для того, чтобы объяснить, как эти создания находят дорогу домой, мы до сих пор не знаем этого. Так как многие птицы во время перелетов преодолевают огромные пространства воды, нельзя объяснить эту их использованием каких-то ориентиров. Если просто сказать, что у них «инстинкт», то это вряд ли удовлетворит нас. Причиной таких перелетов является поиск необходимых условий для получения пищи и воспроизводства потомства. Но сигналы и путеводители, которые они используют при полетах, до сих пор остаются для человека тайной!