ВИКТОР АСТАФЬЕВ «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ» . В КАЧЕСТВЕ АРГУМЕНТА ВЗЯТЬ ЭПИЗОДЫ ИЗ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Что мы узнаем из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?
Маша Троекурова - 17-летняя красавица, возлюбленная Дубровского. Живя в семье самодура Троекурова, М. внутренне одинока, скрытна, имеет твердый характер. Единственная ее отрада – огромная библиотека, составленная из французских романов 18 века.
В детстве лучшим другом Маша был Д. Но того оправили в Петербург учиться. Маша осталась одна. Конечно, много лет спустя она не могла заподозрить в выписанном учителе-французе Дефорже своего старого друга. Она вообще не замечала «слугу» до тех пор, пока тот хладнокровно не справился с медведем (одной из забав Троекурова). Затем Дефорж начал давать Маша уроки музыки, чтобы найти путь к ее сердцу. На первом же свидании Дубровский открылся девушке. Но его вот-вот разоблачат, он должен бежать из дома Троекурова. Маша становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский дает М. кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности. Тогда Дубровский увезет М. из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но тот опаздывает. Маша венчают с князем. Она дает клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского. Маша жертвует своим счастьем ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.
Самым возвышенным воплощением средневековой женщины является Феврония, легендарная героиня «Повести о Петре и Февронии» . Сюжет повести прост: в результате борьбы с огненным змеем князь Петр заболевает неизлечимым недугом – его тело покрывают нарывы. Исцелить его берется мудрая дева Феврония, но с одним условием: князь должен жениться на ней. Петр охотно соглашается, Феврония исцеляет его – и тут заканчивается сказка и начинается притча, - ибо, в отличие от сказочного героя, Петр отнюдь не торопится жениться на своей исцелительнице – бедной и незнатного рода. Однако ему приходится вернуться к ней с униженной мольбой, так как умная Феврония оставила не излеченным один нарыв, и болезнь вернулась с новой силой. На сей раз Петр честно исполняет свое обещание и делает Февронию княгиней. И, опять же, вопреки сказкам, судьба Февронии после замужества складывается не самым лучшим образом: отдавая дань ее необыкновенной мудрости и человеческим качествам, знатное окружение мужа отказывается принимать ее в качестве княгини. В результате Петр и Феврония, творившие много добрых дел, вынуждены отказаться от власти – она для них не дороже их любви.
Когда я студенткой впервые прочла эту средневековую повесть, меня поразили не только сила духа и характера «забитой средневековой женщины» , но и отличие Февронии от того романтического идеала влюбленной женщины, который так усиленно навязывался нам позднейшей поэзией и прозой. Как не похожа любовь Февронии на безумные страсти героинь Достоевского или на тихую жертвенность тургеневских девушек! Она любит сильно, крепко – и одновременно трезво, не обманываясь ни относительно мужской природы вообще, ни относительно своего любимого. Каждый ее поступок словно подсвечен изнутри неколебимым ощущением собственного достоинства и нравственной правоты, и потому уловка, с которой Феврония добивается желанного брака, не кажется нам унизительной. Если любовь, как сказал поэт, поединок, то она, бесспорно, женщина-победительница – но, в отличие от позднейших эмансипанток, Феврония умеет побеждать так, что никто не остается в проигрыше; чудесным образом мужчина побеждает вместе с ней, обретая мудрую, сильную духом и целомудренную жену.
Кстати о целомудрии. В повести есть один на редкость актуальный эпизод: когда Феврония с приближенными мужа плывет на корабле, один боярин начинает смотреть на нее «похотливыми очами» . Заметив это, княгиня велит ему зачерпнуть воды сперва с правого борта, а потом и с левого, и сказать, есть ли разница? Растерянный придворный отвечает, что речная вода, с какого борта ее не черпай, абсолютно одинакова на вкус. «Вот так и я, и твоя жена» , - говорит мудрая женщина, и смущенный боярин признает ее правоту и отказывается от гнусных помыслов. Жаль, что в наше время эта простая истина для слишком многих мужей стала тайной за семью печатями :-).
Конечно, образ Февронии, хоть в основе его и лежит реальная судьба – это идеал, и, возможно, реальная муромская княгиня отличалась от него довольно сильно. Но, как свидетельствует история, сильных духом и ясных разумом женщин хватало на Руси во все века.
Объяснение:
Маша Троекурова - 17-летняя красавица, возлюбленная Дубровского. Живя в семье самодура Троекурова, М. внутренне одинока, скрытна, имеет твердый характер. Единственная ее отрада – огромная библиотека, составленная из французских романов 18 века.
В детстве лучшим другом Маша был Д. Но того оправили в Петербург учиться. Маша осталась одна. Конечно, много лет спустя она не могла заподозрить в выписанном учителе-французе Дефорже своего старого друга. Она вообще не замечала «слугу» до тех пор, пока тот хладнокровно не справился с медведем (одной из забав Троекурова). Затем Дефорж начал давать Маша уроки музыки, чтобы найти путь к ее сердцу. На первом же свидании Дубровский открылся девушке. Но его вот-вот разоблачат, он должен бежать из дома Троекурова. Маша становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский дает М. кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности. Тогда Дубровский увезет М. из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но тот опаздывает. Маша венчают с князем. Она дает клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского. Маша жертвует своим счастьем ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.
Самым возвышенным воплощением средневековой женщины является Феврония, легендарная героиня «Повести о Петре и Февронии» . Сюжет повести прост: в результате борьбы с огненным змеем князь Петр заболевает неизлечимым недугом – его тело покрывают нарывы. Исцелить его берется мудрая дева Феврония, но с одним условием: князь должен жениться на ней. Петр охотно соглашается, Феврония исцеляет его – и тут заканчивается сказка и начинается притча, - ибо, в отличие от сказочного героя, Петр отнюдь не торопится жениться на своей исцелительнице – бедной и незнатного рода. Однако ему приходится вернуться к ней с униженной мольбой, так как умная Феврония оставила не излеченным один нарыв, и болезнь вернулась с новой силой. На сей раз Петр честно исполняет свое обещание и делает Февронию княгиней. И, опять же, вопреки сказкам, судьба Февронии после замужества складывается не самым лучшим образом: отдавая дань ее необыкновенной мудрости и человеческим качествам, знатное окружение мужа отказывается принимать ее в качестве княгини. В результате Петр и Феврония, творившие много добрых дел, вынуждены отказаться от власти – она для них не дороже их любви.
Когда я студенткой впервые прочла эту средневековую повесть, меня поразили не только сила духа и характера «забитой средневековой женщины» , но и отличие Февронии от того романтического идеала влюбленной женщины, который так усиленно навязывался нам позднейшей поэзией и прозой. Как не похожа любовь Февронии на безумные страсти героинь Достоевского или на тихую жертвенность тургеневских девушек! Она любит сильно, крепко – и одновременно трезво, не обманываясь ни относительно мужской природы вообще, ни относительно своего любимого. Каждый ее поступок словно подсвечен изнутри неколебимым ощущением собственного достоинства и нравственной правоты, и потому уловка, с которой Феврония добивается желанного брака, не кажется нам унизительной. Если любовь, как сказал поэт, поединок, то она, бесспорно, женщина-победительница – но, в отличие от позднейших эмансипанток, Феврония умеет побеждать так, что никто не остается в проигрыше; чудесным образом мужчина побеждает вместе с ней, обретая мудрую, сильную духом и целомудренную жену.
Кстати о целомудрии. В повести есть один на редкость актуальный эпизод: когда Феврония с приближенными мужа плывет на корабле, один боярин начинает смотреть на нее «похотливыми очами» . Заметив это, княгиня велит ему зачерпнуть воды сперва с правого борта, а потом и с левого, и сказать, есть ли разница? Растерянный придворный отвечает, что речная вода, с какого борта ее не черпай, абсолютно одинакова на вкус. «Вот так и я, и твоя жена» , - говорит мудрая женщина, и смущенный боярин признает ее правоту и отказывается от гнусных помыслов. Жаль, что в наше время эта простая истина для слишком многих мужей стала тайной за семью печатями :-).
Конечно, образ Февронии, хоть в основе его и лежит реальная судьба – это идеал, и, возможно, реальная муромская княгиня отличалась от него довольно сильно. Но, как свидетельствует история, сильных духом и ясных разумом женщин хватало на Руси во все века.