19 век считают "золотым веком " русской литературы. Карамзин, Радищев,Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский , Толстой, Чехов - вот неполный список имен, известных всему миру. В начале 19 века у русских писателей проявляется интерес к переживаниям и чувствам простого человека. Так появляется " Бедная Лиза" Карамзина и " Путешествие из Петербурга в Москву ( первое - описание судьбы цветочницы. во втором дается авторское впечатление о бедственном положении крестьян в России. Направление называлось " сентиментализм", и в нем прослеживалась социальность. Жуковский, Батюшков были романтиками. Их необыкновенные герои действовали в неожиданных обстоятельствах, совершали подвиги и эффектно погибали, Пушкин путь от подражания классицистам до романтизма ( " Кавказский пленник", " Бахчисарайский фонтан") и реализма ( " Евгений Онегин" , " Капитанская дочка" и " Дубровский"). Он впервые в мире в стихах ,обращая внимание на русский быт и окружающую среду, создал образ " лишнего человека"( Евгения Онегина ) , который , будучи умным,достаточно образованным, так и не смог найти себя в жизни. Углубил ту же тему М. Ю. Лермонтов. В " Герое нашего времени" отразился век, и современный ЧЕЛОВЕК изображен довольно верно. Писатель и поэт призвал читателей изучать собственную душу для того, чтобы оставить последующим поколениям память о себе ( " психологический реализм ). Пушкин, Гоголь. Достоевский развивали тему " маленького человека". Вырин, Башмачкин , Девушкин - простые незаметные , любящие трудиться люди, но невезучие ( Вырин брошен дочерью. у Башмачкина "забрали" мечту (украли купленную на последние деньги шинель), а Девушкин потерял навсегда прекрасную девушку, которой был хорошим другом, но так и не сказал о чувствах). Тургенев развивает реалистические традиции литературы и создает типичных деятельных, социально-активных персонажей, давая им авторскую оценку через поступки ( Инсаров, Базаров). Его " тургеневские девушки" - нежны и верны,обстоятельны и целеустремленны. Они готовы быть не просто хозяйками в поместье, но и наравне с мужчинами едут защищать другую страну . ( роман " Накануне"). Русские писатели совершенствовали и художественные приемы подачи материала. Так Мармеладов, Раскольников, Разумихин( герои Достоевского) из " Преступления и наказания ") показаны не только через внешнюю среду, но и через внутренние монологи, раскрывающие их "двоемирие"). Лев Толстой через " диалектику души " своих неординарных персонажей достигает "эпохальности", значимости каждого из них в истории( " Казаки", " Война и мир", " Воскресенье "). Чехов делает то же самое через маленькие рассказы, а также через пьесы " Чайка", " Вишневый сад.". Будущее - за молодыми, полными сил , которые не просто желают добра, но и делают его. Бунин был последним русским классическим писателем и поэтом ( " Деревня", " Листопад") . Первую треть 20 века назовут уже "серебряным веком".Но это уже другая эпоха и иная литература.
В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.
История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.
В начале 19 века у русских писателей проявляется интерес к переживаниям и чувствам простого человека. Так появляется " Бедная Лиза" Карамзина и " Путешествие из Петербурга в Москву ( первое - описание судьбы цветочницы. во втором дается авторское впечатление о бедственном положении крестьян в России. Направление называлось " сентиментализм", и в нем прослеживалась социальность. Жуковский, Батюшков были романтиками. Их необыкновенные герои действовали в неожиданных обстоятельствах, совершали подвиги и эффектно погибали, Пушкин путь от подражания классицистам до романтизма ( " Кавказский пленник", " Бахчисарайский фонтан") и реализма ( " Евгений Онегин" , " Капитанская дочка" и " Дубровский"). Он впервые в мире в стихах ,обращая внимание на русский быт и окружающую среду, создал образ " лишнего человека"( Евгения Онегина ) , который , будучи умным,достаточно образованным, так и не смог найти себя в жизни. Углубил ту же тему М. Ю. Лермонтов. В " Герое нашего времени" отразился век, и современный ЧЕЛОВЕК изображен довольно верно. Писатель и поэт призвал читателей изучать собственную душу для того, чтобы оставить последующим поколениям память о себе ( " психологический реализм ). Пушкин, Гоголь. Достоевский развивали тему " маленького человека". Вырин, Башмачкин , Девушкин - простые незаметные , любящие трудиться люди, но невезучие ( Вырин брошен дочерью. у Башмачкина "забрали" мечту (украли купленную на последние деньги шинель), а Девушкин потерял навсегда прекрасную девушку, которой был хорошим другом, но так и не сказал о чувствах). Тургенев развивает реалистические традиции литературы и создает типичных деятельных, социально-активных персонажей, давая им авторскую оценку через поступки ( Инсаров, Базаров). Его " тургеневские девушки" - нежны и верны,обстоятельны и целеустремленны. Они готовы быть не просто хозяйками в поместье, но и наравне с мужчинами едут защищать другую страну . ( роман " Накануне"). Русские писатели совершенствовали и художественные приемы подачи материала. Так Мармеладов, Раскольников, Разумихин( герои Достоевского) из " Преступления и наказания ") показаны не только через внешнюю среду, но и через внутренние монологи, раскрывающие их "двоемирие"). Лев Толстой через " диалектику души " своих неординарных персонажей достигает "эпохальности", значимости каждого из них в истории( " Казаки", " Война и мир", " Воскресенье "). Чехов делает то же самое через маленькие рассказы, а также через пьесы " Чайка", " Вишневый сад.". Будущее - за молодыми, полными сил , которые не просто желают добра, но и делают его. Бунин был последним русским классическим писателем и поэтом ( " Деревня", " Листопад") . Первую треть 20 века назовут уже "серебряным веком".Но это уже другая эпоха и иная литература.
История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.