Профессор учит своенравную девочку-Королеву. Когда речь заходит о ботанике, она желает, чтобы завтра же наступил апрель и расцвели подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ — тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Мачеха и её 'дочка' мечтают об этой награде и как только возвращается падчерица с хворостом, они посылают её обратно в лес — выполнять королевскую волю.
Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают девочку и Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, подаренным Апрелем. Если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на
Пока уставшая падчерица спит, дочка крадёт это колечко. Мачеха с дочкой идут с подснежниками в королевский дворец, оставив падчерицу дома. Обрадованная Королева приказывает им рассказать, где же они нашли цветы зимой. Те выдумывают небылицу о чудесном месте, на котором зимой растут не только цветы, но даже грибы и ягоды.
Королева сама решает поехать в это чудесное место вместе с придворными. Мачеха с дочкой наперебой повторяют, что его уже замело снегом и признаются, что цветы рвала падчерица. Королева берёт их и падчерицу в лес. Падчерица жалуется, что они у неё отняли колечко, на что королева приказывает вернуть его. Получив кольцо, она требует, чтобы падчерица рассказала, где нашла подснежники. Получив отказ, она велит снять с неё шубу, грозит казнить и бросает её колечко в прорубь. Падчерица произносит волшебные слова и убегает.
Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой становится сухо, тепло, появляется медведь. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец, только старый солдат защищает её. Королева, насквозь промокнув под сильнейшим осенним ливнем, замерзает внезапно наступившей зимой. В санях ехать нельзя, поскольку на лошадей распрягли и на них ускакали придворные.
Из леса выходит старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева желает домой, профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, солдат — просто погреться у костра, а мачеха с дочкой — шубы, «хоть бы и на собачьем меху» . Старик начинает с последней и дает им шубы, они ругают друг друга, «лаются» , что не попросили собольих и превращаются в собак. Их запрягают в сани — королеве есть на чём ехать обратно во дворец.
Солдат заходит погреться у костра братьев-месяцев — там он встречает падчерицу, во всём новом и с упряжкой прекрасных белоснежных коней. На собаках далеко не уедешь и солдат просит Королеву, чтобы та попросила падчерицу подвезти. Как только она не пробовала — и приказывать, и богатство сулила — падчерица отказывалась. Солдат объясняет надменной Королеве как нужно просить «по-доброму» . Наконец, та с радостью сажает всех в сани и дает каждому шубу. Все едут домой, оставив братьев-месяцев у новогоднего костра.
Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, - молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку.
Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе с песками: «Мария Никифоровна увидела и почти ненужный труд,- потому что расчищенные места снова заваливались песками, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние».
Коротенький рассказ Платонов делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех воистину героических годах ее жизни - годах, наполненных трудом на благо людей.
Из первой главки мы узнаем предысторию этой молодой, но такой сильной женщины. Мы узнаем о ее спокойной, безоблачной жизни в родительском доме, об отце- учителе, который души не чаял в дочке и постарался сделать все, чтобы у его маленькой Марии было счастливое детство, чтобы ненароком не нанести своей дочке «глубоких, незаживающих рубцов».
И вот после окончания курсов Мария окунулась во взрослую жизнь. Она была назначена учительницей в село Хошутово, находящееся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что героиня его рассказа выросла в песках, «пустыня была его родиной». Но там, откуда родом эта девушка, она видела «волнующиеся от легчайшего ветерка песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов». Была какая- то поэзия в этом крае- родине Марии Никифоровны. Под стать суровой природе песчаного края, требующей от людей максимум жизненных сил, энергии, и характер героини - сильный, мужественный, стойкий.
Здесь же, в Хошутове, девушка увидела «почти ненужный», бессмысленный труд крестьян, поскольку расчищенные места снова заваливались песком; увидела «молчаливую бедность и смиренное отчаяние», совершенно бесплодные земли, голодных детей. Естественно, что никакого интереса к школе крестьяне не испытывали: «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать». Школа пустовала.
Девушка понимала, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». И тогда Мария Никифоровна (символично, что молоденькую девушку автор рассказа уважительно величает по имени - отчеству, отдавая дань ее мужеству, сильному характеру) решает взяться за борьбу с песками. Правительство отказало ей в настоящей , только снабдило литературой о культуре песков.
Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучила множество книг по песчаному делу. Она сумела организовать дело так, что через год Хошутово было не узнать: со всех сторон окружили его зеленые посадки, сосновый питомник; с каждым днем пустыня становилась все приветливее, зеленее. И странно осознавать, что это волшебство, сотворенное, правда, руками человека,- полностью заслуга молоденькой девушки, едва окончившей институт, такой еще неопытной!
Когда спустя три года кочевники грубо вытоптали всю зелень, выпили всю воду в колодцах, Мария нашла в себе мужество пойти к вождю кочевников, пойти с «молодой злобой», чтобы обвинить его в бесчеловечности и жестокости. Мария Никифоровна была готова все начать сначала: поднимать уничтоженное село, возрождать его к жизни.
Но девушка получает другое задание, еще более сложное: ей предлагают поехать в другое село, в Сафуту, чтобы обучить его жителей тому, что уже умеют крестьяне из села Хошутова, - окультуриванию песков. Желание народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да». Она вспомнила слова вождя кочевников: «Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Эта умная и благородная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».
Женское ли дело – «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколького она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!
Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают девочку и Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, подаренным Апрелем. Если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на
Пока уставшая падчерица спит, дочка крадёт это колечко. Мачеха с дочкой идут с подснежниками в королевский дворец, оставив падчерицу дома. Обрадованная Королева приказывает им рассказать, где же они нашли цветы зимой. Те выдумывают небылицу о чудесном месте, на котором зимой растут не только цветы, но даже грибы и ягоды.
Королева сама решает поехать в это чудесное место вместе с придворными. Мачеха с дочкой наперебой повторяют, что его уже замело снегом и признаются, что цветы рвала падчерица. Королева берёт их и падчерицу в лес. Падчерица жалуется, что они у неё отняли колечко, на что королева приказывает вернуть его. Получив кольцо, она требует, чтобы падчерица рассказала, где нашла подснежники. Получив отказ, она велит снять с неё шубу, грозит казнить и бросает её колечко в прорубь. Падчерица произносит волшебные слова и убегает.
Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой становится сухо, тепло, появляется медведь. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец, только старый солдат защищает её. Королева, насквозь промокнув под сильнейшим осенним ливнем, замерзает внезапно наступившей зимой. В санях ехать нельзя, поскольку на лошадей распрягли и на них ускакали придворные.
Из леса выходит старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева желает домой, профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, солдат — просто погреться у костра, а мачеха с дочкой — шубы, «хоть бы и на собачьем меху» . Старик начинает с последней и дает им шубы, они ругают друг друга, «лаются» , что не попросили собольих и превращаются в собак. Их запрягают в сани — королеве есть на чём ехать обратно во дворец.
Солдат заходит погреться у костра братьев-месяцев — там он встречает падчерицу, во всём новом и с упряжкой прекрасных белоснежных коней. На собаках далеко не уедешь и солдат просит Королеву, чтобы та попросила падчерицу подвезти. Как только она не пробовала — и приказывать, и богатство сулила — падчерица отказывалась. Солдат объясняет надменной Королеве как нужно просить «по-доброму» . Наконец, та с радостью сажает всех в сани и дает каждому шубу. Все едут домой, оставив братьев-месяцев у новогоднего костра.
Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, - молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку.
Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе с песками: «Мария Никифоровна увидела и почти ненужный труд,- потому что расчищенные места снова заваливались песками, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние».
Коротенький рассказ Платонов делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех воистину героических годах ее жизни - годах, наполненных трудом на благо людей.
Из первой главки мы узнаем предысторию этой молодой, но такой сильной женщины. Мы узнаем о ее спокойной, безоблачной жизни в родительском доме, об отце- учителе, который души не чаял в дочке и постарался сделать все, чтобы у его маленькой Марии было счастливое детство, чтобы ненароком не нанести своей дочке «глубоких, незаживающих рубцов».
И вот после окончания курсов Мария окунулась во взрослую жизнь. Она была назначена учительницей в село Хошутово, находящееся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что героиня его рассказа выросла в песках, «пустыня была его родиной». Но там, откуда родом эта девушка, она видела «волнующиеся от легчайшего ветерка песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов». Была какая- то поэзия в этом крае- родине Марии Никифоровны. Под стать суровой природе песчаного края, требующей от людей максимум жизненных сил, энергии, и характер героини - сильный, мужественный, стойкий.
Здесь же, в Хошутове, девушка увидела «почти ненужный», бессмысленный труд крестьян, поскольку расчищенные места снова заваливались песком; увидела «молчаливую бедность и смиренное отчаяние», совершенно бесплодные земли, голодных детей. Естественно, что никакого интереса к школе крестьяне не испытывали: «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать». Школа пустовала.
Девушка понимала, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». И тогда Мария Никифоровна (символично, что молоденькую девушку автор рассказа уважительно величает по имени - отчеству, отдавая дань ее мужеству, сильному характеру) решает взяться за борьбу с песками. Правительство отказало ей в настоящей , только снабдило литературой о культуре песков.
Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучила множество книг по песчаному делу. Она сумела организовать дело так, что через год Хошутово было не узнать: со всех сторон окружили его зеленые посадки, сосновый питомник; с каждым днем пустыня становилась все приветливее, зеленее. И странно осознавать, что это волшебство, сотворенное, правда, руками человека,- полностью заслуга молоденькой девушки, едва окончившей институт, такой еще неопытной!
Когда спустя три года кочевники грубо вытоптали всю зелень, выпили всю воду в колодцах, Мария нашла в себе мужество пойти к вождю кочевников, пойти с «молодой злобой», чтобы обвинить его в бесчеловечности и жестокости. Мария Никифоровна была готова все начать сначала: поднимать уничтоженное село, возрождать его к жизни.
Но девушка получает другое задание, еще более сложное: ей предлагают поехать в другое село, в Сафуту, чтобы обучить его жителей тому, что уже умеют крестьяне из села Хошутова, - окультуриванию песков. Желание народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да». Она вспомнила слова вождя кочевников: «Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Эта умная и благородная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».
Женское ли дело – «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколького она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!
Объяснение: