Это случилось в Батавии. В ночь накануне Рождества Христова катер с клипера "Забияка" дожидался офицеров, бывших на берегу. Было очень тихо и безлюдно. Матросы вспоминали Россию, любовались звездным небом. Вдруг они увидели в воде отвратительную голову плывущего крокодила. И в это же время услышали доносившийся с берега детский плач. Два матроса, выскочив из катера, побежали по берегу на плач ребенка. Они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке. Около него никого не было. Они взяли ребенка и принесли его на катер. Мальчика покормили и он заснул. Немного погодя катер, дождавшись офицеров, отчалил от берега. Наутро доложили о происшествии капитану, и он разрешил оставить мальчика на клипере, пока клипер простоит в Батавии. В то же время он дал знать о ребенке губернатору, и маленького малайца обещали поместить в приют.
Неделю прожил маленький найденыш на клипере. Мальчику сшили костюм и обули. И когда полицейский чиновник приехал за мальчиком, матросы просили у капитана разрешение оставить найденыша на клипере.
Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.
Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.
В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.
Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.
Идейное содержание произведения
Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.
Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.
Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и затронуть самые глубинные струны души любого человека.
Это случилось в Батавии. В ночь накануне Рождества Христова катер с клипера "Забияка" дожидался офицеров, бывших на берегу. Было очень тихо и безлюдно. Матросы вспоминали Россию, любовались звездным небом. Вдруг они увидели в воде отвратительную голову плывущего крокодила. И в это же время услышали доносившийся с берега детский плач. Два матроса, выскочив из катера, побежали по берегу на плач ребенка. Они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке. Около него никого не было. Они взяли ребенка и принесли его на катер. Мальчика покормили и он заснул. Немного погодя катер, дождавшись офицеров, отчалил от берега. Наутро доложили о происшествии капитану, и он разрешил оставить мальчика на клипере, пока клипер простоит в Батавии. В то же время он дал знать о ребенке губернатору, и маленького малайца обещали поместить в приют.
Неделю прожил маленький найденыш на клипере. Мальчику сшили костюм и обули. И когда полицейский чиновник приехал за мальчиком, матросы просили у капитана разрешение оставить найденыша на клипере.
Капитан не согласился.
Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.
Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.
В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.
Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.
Идейное содержание произведенияТема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.
Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.
Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и затронуть самые глубинные струны души любого человека.