Полозова Марья Николаевна — женщина, разрушившая любовь Санина и Джеммы в повести Тургенева «Вешние воды». Крайне эгоистична, часто груба и холодно расчетлива, но при всем том ярко незаурядна. Полозова — человек новой формации, дочь разбогатевшего безграмотного мужика, получившая хорошее образование и завоевавшая себе прочное положение в обществе, в ней нет ничего от психологии выскочки: героиня щеголяет своим плебейством, хотя и презирает ту среду, из которой вышла, как, впрочем, и новое свое окружение.
Она знает человеческие слабости и умеет пользоваться ими. Ее цель — полная свобода для себя и власть над другими людьми. Чувственность Марьи Николаевны Полозовой отмечена оттенком своеобразного демонизма: она стремится порабощать мужчин, разрушая их веру в идеальную любовь и возможность счастья. Для этого есть глубинные причины в ее собственной судьбе. «Натерпевшись» от рабства, она делает рабами других; ни разу в жизни не став предметом настоящей любви, она лишает такой любви более счастливых женщин. Именно так вторгается она в идеальный роман Джеммы и Санина. Это своеобразное подобие мести всему миру, которая отличала романтических героев. Но у Тургенева в повести «Вешние воды» Полозова не возвышенна; ореол «полузверя и полубога», окружавший ее в кульминационные моменты, в конце концов исчезает, заменяемый чертами животного («У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза»).
Многие поэты и писатели XIX века затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношения господ и крепостных крестьян. Не мимо нее Александр Сергеевич Пушкин. В своей повести "Дубровский" он изобразил два непохожих друг на друга типа русского барства.
Андрей Гаврилович Дубровский — небогатый дворянин, принципиальный, честный и гордый человек. Его жизненные принципы достойны уважения, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним. С крепостными Андрей Гаврилович хоть и строг, но справедлив, участлив, никогда не обидит без причины. Эти же качества перенял у него и единственный сын Владимир.
Совсем другой тип русского барина раскрывается нам в Ки-риле Петровиче Троекурове. Этот надменный своенравный и жестокий человек даже к своим соседям относится с презрением, что уж говорить о бесправных крестьянах! Многие не менее богатые, чем Троекуров, и уважаемые дворяне, будучи у него в гостях, становились жертвами его глупых и жестоких шуток и розыгрышей. В отношениях с крепостными этот помещик проявляет себя как тиран и самодур. Мне кажется, он даже не считает их живыми людьми! Собаки Троекурова живут куда лучше и комфортнее, чем бедные крестьяне, трепещущие при одном упоминании имени барина, но, на удивление, уважающие его за силу. Многие из них, лебезя и прислуживая, уже потеряли человеческий облик и достоинство, потому что постоянно живут в неизвестности: что придет барину в голову на этот раз?
И все же, выступая против подобного крепостничества, А. С. Пушкин утверждает, что все дело не столько во власти, сколько в отношении человека к самому себе. Ведь рядом с порядочным, честным и справедливым Дубровским хорошо и окружающим, а невежество, деспотизм, избалованность и жестокость Троекурова отпугнули от него всех настоящих друзей, оставив лишь льстецов и людей, ставящих превыше всего деньги и положение в обществе.
Полозова Марья Николаевна — женщина, разрушившая любовь Санина и Джеммы в повести Тургенева «Вешние воды». Крайне эгоистична, часто груба и холодно расчетлива, но при всем том ярко незаурядна. Полозова — человек новой формации, дочь разбогатевшего безграмотного мужика, получившая хорошее образование и завоевавшая себе прочное положение в обществе, в ней нет ничего от психологии выскочки: героиня щеголяет своим плебейством, хотя и презирает ту среду, из которой вышла, как, впрочем, и новое свое окружение.
Она знает человеческие слабости и умеет пользоваться ими. Ее цель — полная свобода для себя и власть над другими людьми. Чувственность Марьи Николаевны Полозовой отмечена оттенком своеобразного демонизма: она стремится порабощать мужчин, разрушая их веру в идеальную любовь и возможность счастья. Для этого есть глубинные причины в ее собственной судьбе. «Натерпевшись» от рабства, она делает рабами других; ни разу в жизни не став предметом настоящей любви, она лишает такой любви более счастливых женщин. Именно так вторгается она в идеальный роман Джеммы и Санина. Это своеобразное подобие мести всему миру, которая отличала романтических героев. Но у Тургенева в повести «Вешние воды» Полозова не возвышенна; ореол «полузверя и полубога», окружавший ее в кульминационные моменты, в конце концов исчезает, заменяемый чертами животного («У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза»).
Многие поэты и писатели XIX века затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношения господ и крепостных крестьян. Не мимо нее Александр Сергеевич Пушкин. В своей повести "Дубровский" он изобразил два непохожих друг на друга типа русского барства.
Андрей Гаврилович Дубровский — небогатый дворянин, принципиальный, честный и гордый человек. Его жизненные принципы достойны уважения, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним. С крепостными Андрей Гаврилович хоть и строг, но справедлив, участлив, никогда не обидит без причины. Эти же качества перенял у него и единственный сын Владимир.
Совсем другой тип русского барина раскрывается нам в Ки-риле Петровиче Троекурове. Этот надменный своенравный и жестокий человек даже к своим соседям относится с презрением, что уж говорить о бесправных крестьянах! Многие не менее богатые, чем Троекуров, и уважаемые дворяне, будучи у него в гостях, становились жертвами его глупых и жестоких шуток и розыгрышей. В отношениях с крепостными этот помещик проявляет себя как тиран и самодур. Мне кажется, он даже не считает их живыми людьми! Собаки Троекурова живут куда лучше и комфортнее, чем бедные крестьяне, трепещущие при одном упоминании имени барина, но, на удивление, уважающие его за силу. Многие из них, лебезя и прислуживая, уже потеряли человеческий облик и достоинство, потому что постоянно живут в неизвестности: что придет барину в голову на этот раз?
И все же, выступая против подобного крепостничества, А. С. Пушкин утверждает, что все дело не столько во власти, сколько в отношении человека к самому себе. Ведь рядом с порядочным, честным и справедливым Дубровским хорошо и окружающим, а невежество, деспотизм, избалованность и жестокость Троекурова отпугнули от него всех настоящих друзей, оставив лишь льстецов и людей, ставящих превыше всего деньги и положение в обществе.