Вопросы 1 оценка
1) Почему «Отцы и дети» - это квинтэссенция романной манеры И.С. Тургенева?
2) Какие исторические события произошли в России до выхода романа в свет?
3) В чем заключается европейская теория материализма?
4) Кто такие нигилисты?
5) В чем заключалась острая дискуссия по поводу романа «Отцы и дети» на страницах журналов «Современник» и «Русское слово»? А также среди общественности?
6) Роль Фенечки и Николая Петровича в романе «Отцы и дети»?
7) Докажите, что в романе «Отцы и дети» все явления русской жизни можно прочитать с двух точек зрения: «отцов» и «детей» (точка зрения «отцов» просвечивается сквозь точку зрения молодых нигилистов)
8) Доказать, что Евгений Базаров – противоречивая фигура.
9) В чем заключается значение финала романа?
10) Как же построен роман «Отцы и дети»? О чем он?
2 оценка
Задание 2. ответить на вопросы, составленные по презентации И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Вопросы
1) Особенности композиции романа «Отцы и дети».
2) Характеристика Николая Петровича и Павла Петровича.
3) Характеристика Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.
4) Характеристика Анны Сергеевны Одинцовой.
5) Испытание любовью Евгения Базарова.
Объяснение:
Тема "маленького человека" в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина. Вообще же образ "маленького человека" таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он на протест. К бунту "маленького человека" всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть.Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, "...кроме фонаря, все дышит обманом". Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.
Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.
смотри также:
Гоголь: путешествия писателя. Гоголь за границей
"Маленький человек" в творчестве Пушкина (сочинение)
Творчество Н.В. Гоголя (конспект лекции)
Биография и творчество Гоголя Н.В.
Петербургские повести Гоголя: характеристика произведений
В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.
Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.