Вопросы и задания 1. Перечитайте эпиграф и первые строки повести «Станционный смотри-
тель». Как готовит нас автор к последующему ходу событий?
2. Что можно сказать о повествователе как человеке? Проиллюстрируйте
свой ответ примерами из текста.
3. Как описана в повести жизнь простого станционного смотрителя?
Готов ли был Вырин к тому, что он может остаться в одиночестве?
4. Составьте план повести, отметив её основные эпизоды. В каких случа-
ях повествователь нарушает хронологическую последовательность из-
ложения событий? С какой целью это делается?
5. Перечитайте сцену визита лекаря. Что в поведении «больного» и врача
показалось вам странным? Прoкoммeнтируйте слова рассказчика
о том, что оба они «расстались очень довольны друг другом».
6. В какой момент Самсон Вырин почувствовал, что произошло нелад-
ное? Почему ротмистру Минскому так легко удалось обмануть отца
Дуни?
7. Точка зрения. Что в поведении Самсона Вырина в Петербурге
показалось вам непонятным? Почему отец Дуни не последовал
Совету приятеля и не стал жаловаться на ротмистра Минского?
8. Повествователь сразу обратил внимание на картинки в доме станцион-
ного смотрителя. А вы заметили, что изображено на этих картинках?
С какой целью автор повести напоминает нам о традиционном сюже-
библейской притче о блудном сыне?
9. Публичное выступление. Какие нравственные проблемы под-
няты в повести «Станционный смотритель»? При ответе на этот
вопрос постарайтесь использовать понятия «долг», «милосердие»,
«сочувствие», «Смирение».
10. Точка зрения. Какие чувства хотел вызвать у читателя автор
повести «Станционный смотритель»?
Ключевым моментом рассказа является его конец, он воспринимается тяжело и с огромной обидой за Анну Федотовну. Я до последнего момента надеялась, что дети всё-таки не решатся на подлость по отношению к несчастной старушке. Я думаю, что инициатором такого поступка (кража писем, которые Анна Федотовна получала от сына) была именно «большая девочка», которая позволяла себе разговаривать с Анной Федотовной в грубом тоне.
Мне кажется, что эта девочка слишком рано «повзрослела». Потому что ребёнок не может быть настолько циничным и посметь забрать у Анны Федотовны единственную память о сыне.
Я считаю, что письма, которые женщина бережно и трепетно хранила, просила свою внучку перечитывать ей только копии, были частью её души. Потому что они были памятью о её сыне, а для любой матери ребёнок и семья – это самое ценное в жизни. Очень тяжело было читать предложения №51-53, в которых описаны чувства Анны Федотовны. Ей казалось, что «ослепла и оглохла не только она сама, но и её душа».
Мне жаль её. И было жаль с самого начала рассказа. Она потеряла сына, потеряла зрение, потеряла письма, вместе с которыми потерялась и часть души женщины.
Я считаю, что дети поступили отвратительно. Никакой музей не стоит страданий женщины, а тем более матери, потерявшей своего ребёнка.