Всероссийская олимпиада школьников по литературе Школьный этап
2020-2021 учебный год
Задания для 7-8 классов
Задания рассчитаны на 60минут. Максимальный за работу — 45.
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на
данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна
представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Н.Рубцов
Далекое
В краю, где по дебрям, по рекам
Метелица свищет кругом,
Стоял, запорошенный снегом,
Бревенчатый низенький дом.
Я помню, как звезды светили,
Скрипел за окошком плетень,
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень...
Как все это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно
с надеждой и свистом
Помчались мои поезда!
И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
АВьюга по сумрачным рекам,
По дебрям гуляет кругом,
И, весь запорошенный снегом,
Стоит у околицы дом...
1967-1971
порные вопросы:
1. С каким чувством лирический герой вспоминает свой деревенский дом?
2. Какова роль повторов в стихотворении?
3. Как связаны в стихотворении образы вьюги, поезда и звезд?
4. Раскройте символический смысл названия стихотворения.
по преимуществу зрительные эпитеты в сочетании с метафорой,
чтобы показать богатство красок озаренной солнцем природы.
"Был прекрасный июльский лень... небо ясно:
УТРЕННЯЯ заря ...разливается КРОТКИМ румянцем.
Солнце - ***не огнистое, не раскаленное, но светлое и
приветливо лучезарное -
мирно всплывает ...
свежо просияет...
хлынули ИГРАЮЩИЕ лучи и весело и величаво ...
поднимается МОГУЧЕЕ светило".
Цветовые прилагательные читателю узнать и
время года.
Описание лета даётся ярко и красочно.
Преобладают прилагательные (эпитеты - лазурный, лучезарный,
золотой,
алый, белый, розовый, голубоватый, лиловый, красивый,
жар силен).
Они создают тёплый летний фон рассказа.
Обилие цветовых прилагательных делает пейзаж Тургенева
ощутимым, видимым; " утренняя заря не пылает пожаром:
она разливается кротким румянцем.
Солнце - не огнистое, не раскалённое,
как во время знойной засухи, не тускло - багровое, как перед
бурей, но светлое и приветно - лучезарное"
Метафоры: "солнце… мирно всплывает",
"облака… почти не трогаются с места","краски все смягчены"
Сравнения: блеск их (облачкА) подобен блеску кованого серебра..
"облака исчезают… как дым".
Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение,
прекрасные впечатления рассказчика.
Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее
от природы, передается и читателю, который становится
как бы соучастником событий и чувствует, так же как и
рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера.
Значение природы в рассказе служит фоном жизни героев
рассказа –крестьянских детей.
Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей
таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном.
Определяет построение произведения, образуя его зачин
и концовку.