сравнительная хар-ка: Стендаль в своём романе «Красное и Чёрное» и Бальзак в повести «Гобсек» описывают стремления к намеченной цели на примере двух людей – Жюльена Сореля и Гобсека. Жюльена и Гобсека объединяют происхождение и одинаковое социальное положение. Мать пристроила Гобсека юнгой на корабль и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Жюльен был сыном плотника, и вся семья была занята зарабатыванием денег на жизнь. Однако, различия судеб героев совпадают в их целеустремлённости. Гобсек, желая разбогатеть, становится ростовщиком. Он очень любил деньги, особенно золото, считая, что в золоте сосредоточены все силы человечества. Над Жюльеном, из-за того что он был физически слабым, насмехались отец и братья. И поэтому он находит друзей только в книгах, общается с ними и становится намного умнее и выше тех людей, которые его презирают. Между тем он мечтает вырваться в мир, где его будут понимать. Но единственную возможность продвинуться в обществе он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником. Оба героя также избирают разные средства для продвижения к намеченной цели: у Гобсека это работа юнгой на корабле и ростовщичество, а у Жюльена это, прежде всего, любовные связи. При общении с разными людьми герои по-разному используют свой характер. Гобсек был очень скрытным. Никто не догадывался, что он ростовщик и для осторожности всегда одевался бедно. Благодаря ещё одной черте характера – аккуратности – у Гобсека всегда в комнатах всё было опрятно, чисто, убрано и всё лежало на своих местах. Ходьба по Парижу пешком и ненависть к своим наследникам свидетельствовали о его жадности и скупости. В общении с людьми он всегда был ровен и не повышал голос при разговоре. Гобсек никогда не врал и не выдавал тайн, но как только он понимал, что человек не сдерживает своё слово, он хладнокровно «уничтожал» его и выкручивал всё в свою пользу. В душе Жюльена, как показывает Стендаль, борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчёт и романтическая чувствительность. Взгляды на жизнь Жюльена и Гобсека сходятся также в презрении к высшему обществу. Но Гобсек, выражая презрение, оставлял «в память» грязь на ковре у богачей, а Жюльен хранил это чувство у себя в душе. В конце оба героя умирают при разных обстоятельствах. Если же Гобсек умирает богатым, но духовно бедным, то Жюльен незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил и бросить ему вызов.
Выражение «демьянова уха» смело употребляйте тогда, когда вас угощают чем-то, чего вы не хотите. Вообще первоначально – это название одной из басен Ивана Андреевича Крылова. Летом 1813 года баснописец участвовал в заседании одного из литературных обществ, где какой-то горе-автор зачитывал свое длинное нудное произведение. Крылов вынужден был дослушать пьесу до конца, а потом Ивану Андреевичу предложили прочитать какую-нибудь свою басню. Он с удовольствием согласился и исполнил «Демьянову уху», которую только что сочинил
Жюльена и Гобсека объединяют происхождение и одинаковое социальное положение. Мать пристроила Гобсека юнгой на корабль и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Жюльен был сыном плотника, и вся семья была занята зарабатыванием денег на жизнь. Однако, различия судеб героев совпадают в их целеустремлённости. Гобсек, желая разбогатеть, становится ростовщиком. Он очень любил деньги, особенно золото, считая, что в золоте сосредоточены все силы человечества. Над Жюльеном, из-за того что он был физически слабым, насмехались отец и братья. И поэтому он находит друзей только в книгах, общается с ними и становится намного умнее и выше тех людей, которые его презирают. Между тем он мечтает вырваться в мир, где его будут понимать. Но единственную возможность продвинуться в обществе он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником. Оба героя также избирают разные средства для продвижения к намеченной цели: у Гобсека это работа юнгой на корабле и ростовщичество, а у Жюльена это, прежде всего, любовные связи.
При общении с разными людьми герои по-разному используют свой характер. Гобсек был очень скрытным. Никто не догадывался, что он ростовщик и для осторожности всегда одевался бедно. Благодаря ещё одной черте характера – аккуратности – у Гобсека всегда в комнатах всё было опрятно, чисто, убрано и всё лежало на своих местах. Ходьба по Парижу пешком и ненависть к своим наследникам свидетельствовали о его жадности и скупости. В общении с людьми он всегда был ровен и не повышал голос при разговоре. Гобсек никогда не врал и не выдавал тайн, но как только он понимал, что человек не сдерживает своё слово, он хладнокровно «уничтожал» его и выкручивал всё в свою пользу. В душе Жюльена, как показывает Стендаль, борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчёт и романтическая чувствительность. Взгляды на жизнь Жюльена и Гобсека сходятся также в презрении к высшему обществу. Но Гобсек, выражая презрение, оставлял «в память» грязь на ковре у богачей, а Жюльен хранил это чувство у себя в душе.
В конце оба героя умирают при разных обстоятельствах. Если же Гобсек умирает богатым, но духовно бедным, то Жюльен незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил и бросить ему вызов.