Курагина элен — дочь князя василия, а затем жена пьера безухова. блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. в ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех. выйдя замуж за пьера безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. после разрыва с пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых долохов и друбецкой, э. продолжает оставаться одной из самых известных и обласканных петербургским светом . в свете она делает большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщины. решив перейти в католичество и обдумывая возможность развода и нового брака, запутавшись между двумя влиятельными высокопоставленными любовниками и покровителями, э. умирает в 1812 г.
В ремарке к действию первому сказано о месте действия — «Комната в доме городничего» — и только. Ничего не говорится об убранстве комнаты, о мебели, хотя известно, что на первом представлении в Петербурге Гоголь сам распорядился вынести из комнаты городничего роскошную мебель, которая была поставлена, и заменить ее простой, прибавить клетки с канарейками. Обстановка в номере гостиницы, где остановился Хлестаков, дана в ремарке к действию второму более подробно. По-видимому, номер под лестницей относится к недорогим («маленькая комната»), его обстановка довольно убога: «постель» (барская), на которой валяется его слуга Осип, когда барин отсутствует, стол, пустая бутылка, чемодан, сапоги, платяная щетка, чтобы придать петербургскому платью барина приличный вид, и «прочее» — к «прочему», видимо, относятся два стула, один из которых был потом предложен Хлестаковым городничему («Сделайте милость, садитесь»). Все говорит о временном проживании людей в этой «скверной комнате» (как называет ее Хлестаков), а монолог Осипа подтверждает, что его барин «профинтил дорогою денежки», играя «в картишки», а теперь сидит здесь и «хвост подвернул». Столь подробное описание номера в гостинице свидетельствует о стремлении Гоголя дать читателю, зрителю первое представление о тех житейских условиях.