Выпишите примеры художественных средств выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафору
текст
У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в лес.
И холодно так, и чисто,
И светлый канал волнист,
И с дерева с легким свистом
Слетает прохладный лист,
И словно душа Проносится в мире чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес…
Началось всё с того, что я упала прямо в коридоре около класса. Все вокруг засмеялись и начали подшучивать надо мной. Во-первых, мне было больно, а во-вторых, мне было очень обидно. Что смешного в том, что человек упал? Ему же больно и немного стыдно. Но хуже всего было то, что моя подруга Наташка смеялась вместе со всеми. От обиды я расплакалась и пересела за другую парту. Я решила, что больше никогда не буду с ней дружить.
После урока Наташа подошла ко мне. Я отвернулась. Она молча сидела около меня и вдруг тоже заплакала.
- Прости меня, - всхлипывала Наташка. - Не знаю, почему я засмеялась. Прости.
Мне стала так жалко подружку, что я забыла про свою обиду и простила её.
Домой мы пошли вместе.
Автор неоднократно подчеркивает, что герой его, Чацкий, необыкновенно умен. Для современников ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а "вольнодумцем", принадлежавшим к передовому кругу. "Высокие думы", волновавшие его и всю передовую молодежь того времени, означали любовь к Родине, вольнолюбивые стремления, возвышенные цели жизни.
Вольнолюбие Чацкого формировалось в условиях, типичных для дворянской молодежи. Детство его в доме Фамусова. Дух "века минувшего", низкопоклонство, пустота Жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусова. Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, вернувшаяся с победой из заграничного похода. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили Чацкого. Все это решило его судьбу:
Вот о себе задумал он высоко...
Охота странствовать напала на него.
"Охота странствовать" должна была обогатить его разум современными передовыми идеями, сведениями, необходимыми для деятельности патриота и гражданина. Предчувствуя сердечную утрату, Чацкий все же покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Никогда не поступился бы Чацкий ради любви принципами морали и долга.
Герой попадает в Петербург, когда там зарождались свободолюбивые идеи. В этой обстановке сложились взгляды, стремления и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.
После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, "наблажил", оплошно управляя имением. По-видимому, Чацкий гуманно относился к крестьянам, как-то облегчил крепостную неволю.
Затем Чацкий отправился за границу. На "путешествия" в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.