Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.
Янаписал отрывки из "семейной хроники" по рассказам семейства гг. багровых, как известно моим благосклонным читателям. в эпилоге к пятому и последнему отрывку я простился с описанными мною личностями, не думая, чтобы мне когда-нибудь говорить о них. но человек часто думает ошибочно: внук степана михайловича багрова рассказал мне с большими подробностями своих детских годов; я записал его рассказы с возможною точностью, а как они служат продолжением "семейной хроники", так счастливо обратившей на себя внимание читающей публики, и как рассказы эти представляют довольно полную дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, постепенно под влиянием ежедневных новых впечатлений, - то я решился напечатать записанные мною рассказы. желая, по возможности, передать живость изустного повествования, я везде говорю прямо от лица рассказчика. прежние лица "хроники" выходят опять на сцену, а старшие, то есть дедушка и бабушка, в продолжение рассказа оставляют ее снова поручаю моих багровых благосклонному вниманию читателей.
Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.