Выразительно прочтите текст притчи. 2. Выделите в тексте фрагменты, которые позволяют нам восстановить
историю старшего брата и младшего брата. Почему история старшего
брата не дана развёрнуто?
3. Прочтите слова младшего сына до ухода из дома и в момент возвраще-
ния. Как они характеризуют этого человека?
4. Прочтите слова, с которыми отец обращается к слугам в момент возвра-
щения младшего сына. Назовите, какие чувства при этом испытывает
отец?
5. Прочтите диалог старшего сына со слугой и слова старшего сына, обра-
щённые к отцу. Какие чувства испытывает старший сын?
6. Прочтите ответ отца старшему сыну. Как вы думаете, убедил ли его отец?
7. Прав ли отец, обрадовавшийся возвращению сына и устроивший празд-
ник? Составьте Фишбоун, используя «толстый» вопрос.
8. Как вы оцениваете поведение старшего сына и его слова, обращённые
к отцу?
9. Проведите Перекрёстную дискуссию по вопросу: верите ли вы в искрен-
нее раскаяние младшего сына?
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека» . Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.
И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной) .
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».