Робинзон Крузо — легкомысленный, сумасбродный юноша из почтенной буржуазной семьи, который, не послушавшись советов родителей, отговаривавших его от мысли стать мореплавателем, отправляется в плавание. Ему много довелось испытать, но постепенно трудности формируют его характер, учат мудрости. Робинзон после кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит там 28 лет, 2 месяца и 19 дней. Герой Дефо оказывается изолированным от прочих людей, очутившись на необитаемом острове, он имеет при себе только нож, трубку и жестянку с табаком. Вскоре он с затонувшего корабля вещи, которые ему выжить. Таким образом Дефо изолирует героя не от цивилизации, а от общественных отношений. Робинзон Крузо трудится, размышляет и постепенно делает свою жизнь не только сносной, но и прекрасной. Автор подробно останавливается на всех достижениях Робинзона Крузо: как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил их приручить, построил для них загон, научился их доить и делать из молока масло и сыр; как он обнаружил несколько зерен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле деревянной лопатой, как ему пришлось защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за наступления засухи и как он начал наблюдать за сменой сухих и дождливых сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил говорить, как пытался строить лодку, чтобы плавать по морю, и что из этого вышло. Труд Робинзона Крузо суров и каждодневен. Он, с детства обладавший многими хозяйственными навыками, еще большему учится на острове. Дефо был одним из первых из просветителей, кто стал писать о роли труда в истории человечества. Робинзон Крузо во всем руководствуется здравым смыслом, умеет примириться со своим положением, не впадать в отчаяние, действовать, рассчитывая только на себя. Увидев, что он выжить в одиночку на необитаемом острове, Робинзон Крузо успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, читать Библию с корабля, составляет на манер бухгалтерской приходно-расходной книги книгу добра и зла, где расписывает плюсы и минусы своего проживания на острове.
Основателем поэтики классицизма считается француз франсуа малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики корнель и расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (ж. лафонтен) , сатира (буало) , комедия (мольер 1622—1673). никола буало. бюст работы ф. жирардона. париж, луврбуало прославился на всю европу как «законодатель парнаса» , крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «поэтическое искусство» . под его влиянием в великобритании находились поэты джон драйден и александр поуп, сделавшие основной формой поэзии александрины. для прозы эпохи классицизма (аддисон, свифт) также характерен латинизированный синтаксис. классицизм xviii века развивается под влиянием идей просвещения. творчество вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. с позиций классицизма обозревал современную ему сэмюэл джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста босуэлла, гиббона и актёра гаррика. памятник пьеру корнелю на площади часов в авиньоне, францияв россии классицизм зародился в xviii веке, после преобразований петра i. ломоносовым была проведена реформа стиха, разработана теория «трех штилей» , которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к языку. образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.