В России происходит усиленный рост капиталистического производства. Вырастают зловещие фигуры новых эксплуататоров: купцов, фабрикантов, подрядчиков, финансовых дельцов. «Народные заступники» первыми поднимают голос протеста против бесчеловечных форм эксплуатации на фабриках и заводах, на строительстве железных дорог. В 1860 году Н. А. Добролюбов написал статью «Опыт отучения людей от пищи» . В ней революционный демократ показал, что даже такое прогрессивное дело, как строительство железных дорог, превращается в средство безудержной наживы отдельных хищников за счет ограбления рабочих. Добролюбов писал, что рабочих «не кормят по нескольку дней, привозят и пускают в голую, бесплодную степь, без хлеба, без всяких запасов, на 40° жару, не заготовивши им никаких помещений, не пославши с ними ни лекаря, ни медикаментов… Как тут не умереть человеку?» . Смертность на строительстве дорог была колоссальной, но это не беспокоило ни подрядчиков, ни царское правительство.
Изображая в поэме «Железная дорога» (1864) картину эксплуатации рабочих капиталистическими хищниками, Некрасов проявил глубокое понимание экономических законов.
В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему, говорит поэт. Царь-голод, властвующий над миром, - верный союзник богачей им порабощать народ. Поэт рисует картину объединения всех сил, враж- дебных людям труда:
Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Метафора - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например, «свинцовая туча» , «море смеялось») . Эпитет - образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета с метафорического прилагательного (например, «веселый ветер» , «железная воля») . Оставшиеся в живых после этой каторжной работы ничего не принесут своим семьям: десятники так «рассчитали» рабочих, что «каждый подрядчику должен остался» . Народ еще благодарит своих грабителей, что они ему «недоимку .подарили» и отпустили «по домам» , с горькой иронией отмечает поэт. Но Некрасов верит в неиссякаемые духовные силы народа, его светлое будущее:
Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Некрасов трезво оценивает исторические условия, когда говорит, что ему не придется дожить до прекрасной поры подлинного освобождения народа. Но в этой оценке нет примирения с действительностью. В годы разгула реакции поэт не отступает от борьбы: он продолжает разоблачать «ликующих» реакционеров - душителей народа - и «праздно болтающих» либералов, которые не желают вникнуть в причины народных бедствий. Сердце поэта переполнено вселенским горем, и он призывает народную революцию:
Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! («Душно! без счастья и воли…» , 1868)
Сказка-это жанр устного народного творчества,с вымышленным сюжетом и волшебными героями,со счастливым концом и поучением.
Сказки делятся на авторские и народные,которые не имеют автора.
Отличия литературной сказки от народной:
1)У литературной сказки есть автор,а у народной-автор неизвестен,сам народ.2)Литературная сказка может быть в прозе и в стихах,а народная-только в прозе.3)В литературной сказке сюжет,мораль,поучение может быть на любую тему,а в народной-тема добра и зла.4)В литературной сказке язык повествования -любой,в народной-сказочный язык,с характерными выражениями и оборотами.5)В литературной сказке не обязательно наличие зачина, присказки, концовки,как в народной.6)Размер литературной сказки может быть любым,а народной-небольшой,так как тяжело запомнить большой текст.7)Литературная сказка всегда записывается,а народная может передаваться из уст в уста.
Сходства литературной сказки и народной:
1)Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев.2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение.3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые.4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам.5)В обоих видах сказок есть герои и их злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои.
Во многих литературных сказках авторы повторяют народные сюжеты:
Изображая в поэме «Железная дорога» (1864) картину эксплуатации рабочих капиталистическими хищниками, Некрасов проявил глубокое понимание экономических законов.
В мире есть царь:
этот царь беспощаден,
Голод названье ему,
говорит поэт.
Царь-голод, властвующий над миром, - верный союзник богачей им порабощать народ. Поэт рисует картину объединения всех сил, враж- дебных людям труда:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Метафора - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например, «свинцовая туча» , «море смеялось») .
Эпитет - образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета с метафорического прилагательного (например, «веселый ветер» , «железная воля») .
Оставшиеся в живых после этой каторжной работы ничего не принесут своим семьям: десятники так «рассчитали» рабочих, что «каждый подрядчику должен остался» . Народ еще благодарит своих грабителей, что они ему «недоимку .подарили» и отпустили «по домам» , с горькой иронией отмечает поэт. Но Некрасов верит в неиссякаемые духовные силы народа, его светлое будущее:
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Некрасов трезво оценивает исторические условия, когда говорит, что ему не придется дожить до прекрасной поры подлинного освобождения народа. Но в этой оценке нет примирения с действительностью. В годы разгула реакции поэт не отступает от борьбы: он продолжает разоблачать «ликующих» реакционеров - душителей народа - и «праздно болтающих» либералов, которые не желают вникнуть в причины народных бедствий. Сердце поэта переполнено вселенским горем, и он призывает народную революцию:
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
(«Душно! без счастья и воли…» , 1868)
Сказка-это жанр устного народного творчества,с вымышленным сюжетом и волшебными героями,со счастливым концом и поучением.
Сказки делятся на авторские и народные,которые не имеют автора.
Отличия литературной сказки от народной:
1)У литературной сказки есть автор,а у народной-автор неизвестен,сам народ.2)Литературная сказка может быть в прозе и в стихах,а народная-только в прозе.3)В литературной сказке сюжет,мораль,поучение может быть на любую тему,а в народной-тема добра и зла.4)В литературной сказке язык повествования -любой,в народной-сказочный язык,с характерными выражениями и оборотами.5)В литературной сказке не обязательно наличие зачина, присказки, концовки,как в народной.6)Размер литературной сказки может быть любым,а народной-небольшой,так как тяжело запомнить большой текст.7)Литературная сказка всегда записывается,а народная может передаваться из уст в уста.Сходства литературной сказки и народной:
1)Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев.2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение.3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые.4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам.5)В обоих видах сказок есть герои и их злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои.Во многих литературных сказках авторы повторяют народные сюжеты:
Н.Аксаков "Аленький цветочек";А.Волков "Волшебник Изумрудного города";А.Толстой "Приключения Буратино";С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями";Г.Андерсен "Снежная королева".