Первое появление в литературе имени поэта Маяковского связано с футуризмом — авангардистским течением в литературе начала XX в. Русский футуризм — это очень пестрое, неоднородное явление. В 1912 г. был опубликован манифест самой крупной футуристической группировки кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный именами Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова. С кубофутуристами были тесно связаны художники группы «Бубновый валет» (М.Ларионов, Н.Гончарова, Г.Якулов).ундаментальной идеей русского футуризма была утопическая мечта о рождении нового мира, живущего по законам искусства: искусство сливалось с жизнью и становилось неотделимым от нее. Искусство в понимании футуристов превращалось в средство борьбы за будущее, а художник — в бойца (яркая иллюстрация такого понимания функций искусства — «Во весь голос» Маяковского). Установка футуризма на социальную «полезность» искусства таила в себе и другую опасность — опасность превращения поэзии в публицистику.
В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. »Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху» — вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского — ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью («наступал на горло собственной песне»). Существует и третья точка зрения на эволюцию В. Маяковского, которая представляется наиболее обоснованной. Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, — идеи светлого будущего в масштабах земного шара и всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вел борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить. В итоге, как писала М.И.Цветаева, «поэт Маяковский убил человека Маяковского».
В 1990 г. была опубликована книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского». Автор монографии выявляет основные черты стиля Маяковского и прослеживает его творческую эволюцию. Один из основных выводов исследователя: поэт Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет — закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. По мнению Карабчиевского, именно Маяковский «дал дар речи советской власти», и в этом смысле он действительно основоположник советской поэзии, которая впервые в истории русской литературы была полностью поставлена на службу государству («Правдив и свободен мой вещий язык / И с волей советскою дружен»). Конечно, «поделки» эпигонов поэта оказались гораздо слабее даже его знаменитых агиток, вроде «нигде кроме, как в Моссельпроме!» Механически тиражировалась знаменитая «лесенка», каламбурные рифмы, но не было у эпигонов Маяковского ни обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни сверхъестественной энергии поэта.
Поэтический талант и масштаб личности Маяковского не берутся отрицать даже его хулители. Высоко ценили Маяковского крупнейшие поэты XX века Б.Л.Пастернак и М.И.Цветаева. Открытия Маяковского в области поэтической техники совпали с важнейшими общелитературными тенденциями первой трети XX века.
Задание 1. Какое время года изображено в рассказе? Конец лета по календарю. (До 1 сентября 10 дней). Но в Заполярье уже настала осень. Задание 2. С кем из животных и птиц разговаривал Васютка? Васютка бранился с кедровкой, конкуренткой по орешкам; сначала хвалился перед подстреленным глухарем, потом, уже у озера, показывал кукиш другому; жаловался белке, что заблудился. Задание 3. О каких таежных приметах узнаем из текста? Хвоя на ели гуще с юга. Лиственный лec обычно тянется по берегам реки. Трава растет обычно вблизи больших водоёмов. Вызвездило — к холоду! В некоторых озёрах водится белая рыба, озёра эти должны быть или были когда-то проточными. Задание 4. Как эти таежные приметы характеризуют Васютку? Васютка не только любознательный, но трудолюбивый и смекалистый. Он чтит таежные законы: идёшь в лес — бери еду, бери спички; огонь – первое дело. Васютка знает и умеет развести костер, устроить ночлег, приготовить еду. Он помнит приметы и может их использовать, делать правильные выводы. "Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею" . "Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!" Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка. Он не терял из виду полоску лиственника, идя, не сворачивая, рядом с протокой. Его не обманул отзвук пароходного гудка: "Гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее!" Знает Васютка и звук рыбосборочного катера-бота. Мальчик привлек внимание знакомой команды костром и выстрелами. Задание 5. Сколько лет Васютке? 13. Но, возможно, было немного меньше. Ведь озеро уже успели пометить на районной карте. ("Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!") Задание 6. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения. "Енисеюшко! Славный, хороший…". Олицетворение. Васятка обращается к могучей реке, как к живому существу. Задание 7. Почему рассказ В.П.Астафьева называется "Васюткино озеро"? В своих скитаниях Васютка обратил внимание, что во встретившемся ему озере полно рыбы. И оно – проточное. Это было важно не только для него тогда: он сообразил, что можно выйти к большой судоходной реке и встретить людей и, через день, вышел. Как сын рыбака он понял и огромное значение протока: это значило, что туда может добраться вплавь рыболовецкая бригада. Там позже установили постоянный промысловый пункт, а озеро на местной карте стало зваться его именем. Задание 8. Что обозначают эти слова? Волглую – т.е. влажную, отсыревшую. Фартит – везет, идет удача. Сгинешь – пропадешь, погибнешь.
В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. »Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху» — вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского — ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью («наступал на горло собственной песне»). Существует и третья точка зрения на эволюцию В. Маяковского, которая представляется наиболее обоснованной. Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, — идеи светлого будущего в масштабах земного шара и всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вел борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить. В итоге, как писала М.И.Цветаева, «поэт Маяковский убил человека Маяковского».
В 1990 г. была опубликована книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского». Автор монографии выявляет основные черты стиля Маяковского и прослеживает его творческую эволюцию. Один из основных выводов исследователя: поэт Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет — закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. По мнению Карабчиевского, именно Маяковский «дал дар речи советской власти», и в этом смысле он действительно основоположник советской поэзии, которая впервые в истории русской литературы была полностью поставлена на службу государству («Правдив и свободен мой вещий язык / И с волей советскою дружен»). Конечно, «поделки» эпигонов поэта оказались гораздо слабее даже его знаменитых агиток, вроде «нигде кроме, как в Моссельпроме!» Механически тиражировалась знаменитая «лесенка», каламбурные рифмы, но не было у эпигонов Маяковского ни обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни сверхъестественной энергии поэта.
Поэтический талант и масштаб личности Маяковского не берутся отрицать даже его хулители. Высоко ценили Маяковского крупнейшие поэты XX века Б.Л.Пастернак и М.И.Цветаева. Открытия Маяковского в области поэтической техники совпали с важнейшими общелитературными тенденциями первой трети XX века.
Конец лета по календарю. (До 1 сентября 10 дней). Но в Заполярье уже настала осень.
Задание 2. С кем из животных и птиц разговаривал Васютка?
Васютка бранился с кедровкой, конкуренткой по орешкам; сначала хвалился перед подстреленным глухарем, потом, уже у озера, показывал кукиш другому; жаловался белке, что заблудился.
Задание 3. О каких таежных приметах узнаем из текста?
Хвоя на ели гуще с юга. Лиственный лec обычно тянется по берегам реки. Трава растет обычно вблизи больших водоёмов. Вызвездило — к холоду! В некоторых озёрах водится белая рыба, озёра эти должны быть или были когда-то проточными.
Задание 4. Как эти таежные приметы характеризуют Васютку?
Васютка не только любознательный, но трудолюбивый и смекалистый.
Он чтит таежные законы: идёшь в лес — бери еду, бери спички; огонь – первое дело. Васютка знает и умеет развести костер, устроить ночлег, приготовить еду.
Он помнит приметы и может их использовать, делать правильные выводы. "Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею" . "Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!"
Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка. Он не терял из виду полоску лиственника, идя, не сворачивая, рядом с протокой.
Его не обманул отзвук пароходного гудка: "Гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее!" Знает Васютка и звук рыбосборочного катера-бота. Мальчик привлек внимание знакомой команды костром и выстрелами.
Задание 5. Сколько лет Васютке?
13. Но, возможно, было немного меньше. Ведь озеро уже успели пометить на районной карте. ("Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!")
Задание 6. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения. "Енисеюшко! Славный, хороший…".
Олицетворение. Васятка обращается к могучей реке, как к живому существу.
Задание 7. Почему рассказ В.П.Астафьева называется "Васюткино озеро"?
В своих скитаниях Васютка обратил внимание, что во встретившемся ему озере полно рыбы. И оно – проточное. Это было важно не только для него тогда: он сообразил, что можно выйти к большой судоходной реке и встретить людей и, через день, вышел. Как сын рыбака он понял и огромное значение протока: это значило, что туда может добраться вплавь рыболовецкая бригада. Там позже установили постоянный промысловый пункт, а озеро на местной карте стало зваться его именем.
Задание 8. Что обозначают эти слова?
Волглую – т.е. влажную, отсыревшую.
Фартит – везет, идет удача.
Сгинешь – пропадешь, погибнешь.