Поэма 12 вызвало много численную и разноречивую критику, возможно, это и сделало поэму самой успешной работой Блока. Автору было важно придать работе ни сколько социальный, столько религиозный характер. Поэтому 12 революционеров, которые не верят ни в Бога, ни в черта, Блок сопоставляет с 12-ю апостолами христианского учения, что несут новый строй. Появление в развязке Христа, для автора, также символично. Образ все вышнего - это выконравственный идеал. Он несет в себе Любовь, Добро и Красоту. Он стоит за всех униженных и оскорбленных. Он воплощение революции и очищения. Появление Христа символично и многозначно. Именно эта сцена вызвала бурные споры у критиков. П.Флоренский, в частности, восхваляя литературные Блока, рассматривал поэму, как последнюю степень развития поэта. По его мнению, в конце произведения, выход не образ Христа, а образ Антихриста, олицетворяющего хаос, разруху и смерть. М.Волошин считал, что революционеры преследуют Христа, чтобы убить. Но, как известно, А.Блок верил в революцию, он придавал ей огромное религиозное, историческое и символическое значение. Я думаю, он сам по-разному видел образ Христа, но его появление точно не было лишним. И пусть каждый видит все, что пожелает в этой картине, написанный Блоком.
Дворянская гордость старого князя также проявляется в его бытовых привычках: в том, что он заставляет ждать в своей передней даже начальников губернии, что он не всякого важного губернского чиновника посадит с собой за стол, наконец, в его наивной демонстрации своей родословной. В столовой старого князя висят изображения генеалогического древа князей Болконских и мифического родоначальника рода, будто бы происходящего от Рюрика.Эта гордость — вовсе не пустое дело. И напрасно Болконский-сын, князь Андрей, называет её “ахиллесовой пяткой” — только слабостью, только причудой: “С его огромным умом поддаваться этой мелочности!” Исток этой гордости своим происхождением и родом — в понятиях родовой чести и аристократического долга. “Служба прежде всего”, — говорит старый князь, провожая сына в войска. И добавляет: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!”
Автору было важно придать работе ни сколько социальный, столько религиозный характер. Поэтому 12 революционеров, которые не верят ни в Бога, ни в черта, Блок сопоставляет с 12-ю апостолами христианского учения, что несут новый строй.
Появление в развязке Христа, для автора, также символично. Образ все вышнего - это выконравственный идеал. Он несет в себе Любовь, Добро и Красоту. Он стоит за всех униженных и оскорбленных. Он воплощение революции и очищения. Появление Христа символично и многозначно.
Именно эта сцена вызвала бурные споры у критиков. П.Флоренский, в частности, восхваляя литературные Блока, рассматривал поэму, как последнюю степень развития поэта. По его мнению, в конце произведения, выход не образ Христа, а образ Антихриста, олицетворяющего хаос, разруху и смерть.
М.Волошин считал, что революционеры преследуют Христа, чтобы убить.
Но, как известно, А.Блок верил в революцию, он придавал ей огромное религиозное, историческое и символическое значение. Я думаю, он сам по-разному видел образ Христа, но его появление точно не было лишним. И пусть каждый видит все, что пожелает в этой картине, написанный Блоком.