В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет
В этом произведение воплощен образ доброго, но одновременно сильного и грозного крестьянина, олицетворяющего всё крестьянство тогдашней России. Он молчалив и ничего не слышит, но добр к женщинам, ненавидит пьяных, и хорошо относится к друзьям нашим меньшим. Эта широта души закрыта в нем глухонемым отчуждением. Прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Вот о его жизни и поведал Тургенев. Барыня практически загубила его жизнь. И с девушкой разлучила и с собакой. Девушку выдали замуж насильно за пьяницу. Пришлось и собаку утопить. Вот и не выдержал Герасим и ушел от барыни в дальнюю деревню. Ослушался. А в те времена такое непослушание могло стоить ему если не жизни, то здоровья точно. Хорошо барыня во время умерла и о нем забыли.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809—1852)
«Ревизор»
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет
В этом произведение воплощен образ доброго, но одновременно сильного и грозного крестьянина, олицетворяющего всё крестьянство тогдашней России. Он молчалив и ничего не слышит, но добр к женщинам, ненавидит пьяных, и хорошо относится к друзьям нашим меньшим. Эта широта души закрыта в нем глухонемым отчуждением. Прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Вот о его жизни и поведал Тургенев. Барыня практически загубила его жизнь. И с девушкой разлучила и с собакой. Девушку выдали замуж насильно за пьяницу. Пришлось и собаку утопить. Вот и не выдержал Герасим и ушел от барыни в дальнюю деревню. Ослушался. А в те времена такое непослушание могло стоить ему если не жизни, то здоровья точно. Хорошо барыня во время умерла и о нем забыли.
Объяснение: